«Умри, но не сейчас» Ли Тамахори
Очередную, 20-ю серию бондианы, которой уж 40 лет от роду, подают так, словно до «Умри, но не сейчас» и кинематографа-то не существовало. Хотя рекламную кампанию не сопровождал визит самого Пирса Броснана, в четвертый раз исполнившего роль Бонда. Однако просмотр фильма амбиции прокатчиков подтвердил. Кажется, это лучшее из того, что приходилось видеть под рубрикой бондианы за последнее время, к тому же насыщенное отсылами к прежним опусам этого сериала. Фильм эффектный (уже его начало с огромными волнами и серфингом, балетом автомобилей на льду — зрелище грандиозное), живой, интригующий, не дающий опомниться от шквала трюков, когда б не излишняя затянутость действа.
12 декабря с утра на территории России, Белоруссии, Казахстана и Украины, одновременно в 70 городах и на 159 экранах (в Москве на 44 экранах в 35 кинотеатрах) он выходит, по формулировке дистрибьютеров, в «широкий национальный прокат». Чуть раньше по случаю сорокалетия своего детища продюсеры Майкл Уилсон и Барбара Брокколи получили награды Британской академии кино- и телеискусства и Общества лондонских кинокритиков за бондиану как таковую, рожденную на свет еще в 60-е годы отцом Барбары Брокколи.
Показ в России проходит при поддержке брэнда «Мартини», потому как Бонд верен себе и своему излюбленному напитку: «Мартини» плюс водка по формуле «смешать, но не взбалтывать». Но есть и новация: Бонд бреется бритвой от «Филипс»: он ведь впереди прогресса, законодатель всего нового. Отныне должна пойти мода на «Philishave SENSOTEC» — бритву, избранную Джеймсом Бондом. Это вам не случай с нашим многострадальным Бахтиером Худойназаровым, решившим взять в название своего нового фильма марку «Гуччи». «Гуччи» себя так просто не отдает. Пришлось менять название, хотя на нем многое было замешено. Право на пользование знаменитым брэндом, даже временное, требуется заслужить.
Еще одна новация, к тому же приятная русскому сердцу, — участие в проекте русского актера Михаила Горевого — выпускника Школы-студии МХАТа, прошедшего в Америке школу жизни на поприще таксиста, официанта, переводчика, а потом создавшего в Москве свою «Фабрику театральных событий». Роль ерундовая, конечно, но нам ли рассчитывать на иные масштабы в мировых блокбастерах. Зато Михаилом Горевым заинтересовался канал Би-би-си, где он теперь снимается в сериале.
Фильмы о Бонде, быть может, единственные в своем роде, где штампы не только уместны, но даже желательны. Их ждешь, как манны небесной, ждешь, когда Бонд в очередной раз назовет свое имя, как это умеет делать он один: однообразно-интригующее «Бонд. Джеймс Бонд». Сначала завалить кого-нибудь, а потом поправить галстук как ни в чем не бывало — вот его суперштамп. Ради этого стоит ходить на бондиану. Антураж разный, меняются ландшафты, а легендарный суперагент 007 все так же непобедим. На сей раз нелегкая забрасывает его в Северную Корею, на Кубу и в Гонконг, в военную тюрьму, из которой он выходит похожим на пещерного человека, заросшим, словно старик клошар.
Кинематограф достиг вершин в области спецэффектов, разного рода трюков. Новый фильм настолько экстремален, что ему впору участвовать в фестивале спортивных и экстремальных фильмов. Интерьеры неслыханны, их возвели изо льда. В этих интерьерах — бескрайних, но не безжизненных, с зимними садами и ледяными постелями — творятся дела наиковарнейшие, изощреннейшие. Какая-то красота порока. Бонд и предается пороку с очередной девушкой. Их целых две — Джинкс (оскароносная благодаря «Балу монстров» Хэлли Берри), подцепленная прямо из волн прибоя, и Миранда Фрост (Розамунд Пайк) — чемпионка по фехтованию. Участь их традиционно печальна. Прошел фильм, и к выходу следующего никто уж и не помнит их лиц. Обновление идет полное, благо девушек на свете много. Хэлли Берри отвесила Броснану комплимент, что для него Бонд вроде старого ботинка, разношенного на славу. Что бы там ни говорил добропорядочный Арнольд Шварценеггер, что-де ныне модно иметь семью, после работы возвращаться домой, а не так, что, подобно Джеймсу Бонду, тебя в каждом порту должна ждать новая пассия, Бонд как был Бондом, так им и остался. Сгорает человек на работе. Правда, тусуется на вечеринках и светских раутах, но все больше не по велению сердца, а по долгу службы. Нет бы книжку почитал на досуге. Книжку о новой марке авто ему предлагают для ознакомления, но и та летит в тартарары. Но это уже законы жанра. Ну не дано человеку этому ничего человеческого (с женщинами тоже все на автомате). Бонда надо любить таким, каков он есть. Или вовсе не любить.
Светлана Хохрякова