Кролл — значит джаzz!

Анатолий Кролл

Знаменитый джазмен России отмечает юбилей

«Кролл — и этим все сказано» — слова Игоря Бутмана о дирижере, пианисте, композиторе и аранжировщике Анатолии Кролле — легенде российского джаза — не требуют комментариев. Георгий Гаранян назвал нынешний год Годом Кролла. И это действительно так, поскольку юбилейные джазовые концерты, начавшиеся в Москве, продолжатся в разных городах России. Джазовые фестивали в честь мастера пройдут в его родном городе Челябинске, где в военном 1943 году он появился на свет. Профессиональных музыкантов в семье не было, но музыка в доме звучала постоянно. Четырехлетний Толя удивлял взрослых, безошибочно повторяя все услышанные мелодии. К девяти годам он свободно владел роялем. Затем была учеба в музыкальной школе и училище.

Анатолий Кролл никогда не планировал жизнь на годы вперед. Судьба вела его сама. В 17 лет он возглавил эстрадный оркестр Узбекистана. Через два года создал в Туле джазовый оркестр, который и по сей день слывет кузницей джазовых кадров. В начале 70-х судьба забросила Кролла в Москву. Здесь, в «Росконцерте», родился кролловский джаз-оркестр «Современник», который молниеносно приобрел мировую известность. В «Современнике» зажглась звезда Ларисы Долиной, для которой Анатолий Кролл придумал и воплотил «Антологию джазового вокала». Долина вспоминает работу в ансамбле Кролла как один из самых счастливых периодов жизни: «Благодаря ему я состоялась как певица».

Как известно, Советы джаз не одобряли. Но могло ли это отменить любовь советского народа к джазовой музыке? Приходилось искать «компромиссы». «Самым страшным, — вспоминает Анатолий Кролл, — было вступать в конфликты с самим собой. К счастью, таких конфликтов у меня было немного». Благодаря Кроллу русский джаз зазвучал на международных фестивалях и конкурсах.

В 1982 году начался новый, кинематографический период в джазовом творчестве Кролла. Карен Шахназаров заказал ему музыку к кинофильму «Мы из джаза», а на одну из ролей пригласил Ларису Долину. Кролл не только сочинил музыку, но и блистательно исполнил все сольные фортепианные партии. Рояль Кролла продолжал звучать во всех картинах режиссера: «Зимний вечер в Гаграх», «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния». Сейчас Кролл пишет музыку к новой шахназаровской киноистории.

Недавно Анатолий Кролл отметил юбилей. «60 лет — это не подведение итогов, а переход в еще более созидательный возраст», — уведомил мэтр российского джаза. Сказанное он подтверждает неутомимой деятельностью. Недавно создал новый коллектив. В группу «Мы из джаза» вошли молодые талантливые музыканты (самому юному не исполнилось и восемнадцати лет), уже отмеченные победами на престижных международных джазовых конкурсах. «Разница в возрасте не мешает нашему взаимопониманию. Встреча с молодостью для меня — состояние традиционное. Больше того, все мы — ровесники. Объединение столь талантливых, молодых и одержимых музыкантов в одном коллективе — явление нечастое, но и счастливое!»

Юбилейный концерт Анатолия Кролла, символично названный «Я из джаза», собрал в Центральном концертном зале «Россия» многих знаменитых коллег первого джазмена России: Тамару Гвердцители и Леонида Серебренникова, Александра Панкратова-Черного и Олега Лундстрема, Игоря Бриля и Михаила Финберга, Игоря Бутмана и Ларису Долину. Парад был увенчан открытием именной звезды Анатолия Кролла на Площади звезд.

Алина Куделинская

Тип
Раздел
Словарные статьи

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Сберечь родное Классическая музыка

Реклама