Таких ансамблей в мире три. Два — по ту сторону Атлантики: Canadian Brass в Канаде и Empire Brass в США. Третий — German Brass — в стране, где «хоры тромбонов» (Posaunen Chor), — столь же обычный атрибут парка, как для Александровского сада — струнный ансамбль, играющий Вивальди. Нет, есть еще несколько десятков действующих брасс-квинтетов, на мировую арену не попавших. Объяснение брасс-дефицита невеликим спросом вызывает скепсис, ибо невозможно представить, чтобы такое шоу, какое устроили German Brass в Доме музыки на Красных Холмах, оставило равнодушным даже случайного слушателя, и не представляющего, что такое, к примеру, флюгельгорн. А между тем багаж немецкого ансамбля — настоящая выставка медных духовых (корнеты, корно да качча, басовые трубы и так далее), какие только бывают. И даже каких не бывает!
Ансамбль существует с 1974 года, но впервые приехал к нам в полном составе (четыре трубы, три тромбона, две валторны и туба). Ценители духового искусства помнят выступления квинтета из German Brass несколько лет назад в Российском фонде культуры, а также мастер-классы солистов ансамбля (почти все они — профессора маститых вузов) в Московской консерватории.
Сценический имидж и исполнительская манера — чисто европейские. Они солидны, сдержанны, серьезны, даже немного официальны, когда играют Баха. Не обошлось без фирменного блюда German Brass — блестяще сыгранной Токкаты и Фуги ре-минор в переложении основателя и постоянного аранжировщика ансамбля Энрике Креспо. (Кстати сказать, Энрике Креспо, трубач-виртуоз Маттиас Хефс и феерический тубист Вальтер Хильгерс — те три кита, на которых стоит планета German Brass.) Знаменитая фа-минорная хоральная прелюдия предстала как шедевр философской мысли, подчеркнутой глубоко продуманной инструментовкой. Но в первой части концерта даже Чайковский не дал ансамблистам раскрепоститься, и «Вальс цветов», и «Трепак» из «Щелкунчика» вместо брызжущей красками акварели вышли будто кропотливо расчерченными по клеточкам.
Темперамент, искрометное чувство юмора и артистичность музыкантов раскрылись в полной мере во втором отделении, когда звучали сочинения Энрике Креспо и его обработки эстрадных и джазовых композиций. И пусть современная версия «Bourbon Street Parade» Пола Барбарина столь же далека от оригинала далеких 1920-х, как далека атмосфера светского европейского раута от злачных «хот-клубов» новоорлеанского Сторивилля. Желание почувствовать себя матерым «прикладным» брасс-бэндом, играющим на похоронах и свадьбах на Бурбон-стрит, понятно и заразительно. Старых добрых джазменов напоминает и универсализм участников German Brass: под конец аудитория совсем запуталась в специализациях музыкантов. Пьесу Армстронга «Cornets Chop Suey» («Рагу из корнетов») все, кроме тубиста, играли на трубах и их модификациях. На бис же состоялось шоу тромбонов, придумав которое, German Brass специально заказали уменьшенные, миниатюрные и совсем крошечные инструментики, не существующие в обычном тромбоновом семействе. Наименьший из них легко умещался в ладони трубача Увэ Келлера, который умудрялся извлекать из этой игрушки звонкую серебристую октаву.
Татьяна Давыдова