Сексапил по-пролетарски

«Любовь и сигареты» Джона Туртурро

В ограниченном прокате уже неделю «искрится» всеми мыслимыми цветами радуги третья режиссерская работа любимого актера братьев Коэн — Джона Туртурро. По легенде, сценарий сумасшедшей хулиганской комедии в жанре мюзикла автор настучал на той же раздолбанной пишущей машинке «Ундервуд», на которой работал его прославленный герой Бартон Финк из одноименной картины Коэнов. Получилась безбашенная, отвязная история, яркий пример инди-фильма (независимое кино), созданного без участия крупных голливудских студий. Вообще Туртурро определяет стилистику своей картины как дикий мюзикл, или пролетарскую рок-оперу.

Диковатым здесь выглядит все; здесь поют и танцуют под знаменитые хиты Джеймса Брауна, Брюса Спрингстина, Дженис Джоплин, Тома Джонса и Энгельберта Хампердинка рабочие-сталелитейщики, их жены, любовницы и дети, а герой Кристофера Уокена, здесь Кузен Бо, вообще устраивает отдельный перформанс (единственный актер, профессионально владеющий хореографией).

Актеры-коллеги были в ужасе от неординарного подхода Туртурро к репетициям, но он добился того, что они раскрепостились на полную катушку. Знаменитый Сидни Люмет после просмотра фильма спросил режиссера: «Ты что, дал им какой-то наркотик?» На что Туртурро ответил: «Нет. Мне бюджет не позволил».

Здесь главный герой Ник Мердер (Джеймс Гэндолфини из «Клана Сопрано»), грузноватый строитель мостов, ведет философские (но в том числе про обрезание) дискуссии с напарником (в этой роли — пытающийся выглядеть кротко Стив Бушеми). У героя жена-белошвейка по имени Китти (Сюзан Сарандон, которой в последнее время «везет» на преданных, великодушных жен) и три великовозрастные дочки (Мэнди Мур, Мэри-Луиза Паркер и Аида Туртурро), но... как от удара молнии в жизни Ника все вспыхивает с появлением рыжеволосой Тулы (Кейт Уинслет в роли любовницы-разлучницы в алом обтягивающем платье пародирует всех известных вамп-героинь). Пожар разгорается не только в переносном смысле: при танце чувственной, жадной до сексуальных утех Тулы полыхать начинает все вокруг, включая ее саму...

Вообще фривольностей и скабрезностей на грани фола хватает в классической в общем-то истории про то, как мужик от жены ушел к любовнице, а потом вернулся, и жена простила, потому как нельзя не простить, когда никотин уже выбивает неверного мужа из рядов живущих.

По признанию Туртурро, его воспоминания о жизни в нью-йоркском районе Квинс во многом способствовали атмосфере фильма, над которой отчетливо витает тень также незабвенного Чарлза Буковски. В бедняцких кварталах, где прошло детство режиссера, полеты воображения помогали его близким и друзьям спасаться от безрадостных реалий. «Для меня „Любовь и сигареты“, — говорит Туртурро, — это „опера рабочего класса“. Когда у людей нет денег, песни становятся для них чем-то вроде молитвы... такие мысли вовсе не безумие. Жизнь не комедия, не трагедия, не мюзикл, однако частица каждого из них присутствует в повседневности, является ее неотъемлемой частью. По Аристотелю, „в драме должны быть сюжет, персонаж, мысль, поэзия, музыка и танец“. Я добавил только секс.»

Как ни странно, этот лихой нуаровый мюзикл из жизни пролетариев, на последнем Венецианском фестивале вызвавший самые противоречивые оценки, освежает в памяти совершенно драматическое по звучанию музыкальное действо, а именно «Танцующую в темноте» фон Триера, где отплясывали железнодорожники и фабричные работницы в синих косынках. Но там солирующая Бьорк наводила тоску, а в «Любви и сигаретах» доза изрядного оптимизма порою зашкаливает, что фильму в целом идет только на пользу. И не так уж важно, сигареты погубили здоровяка Ника или же любовь к двум женщинам, выбирать между которыми ему было не по силам.

Оксана Гаврюшенко

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

Встреча старых друзей Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Шостаковичу посвящается Классическая музыка

Реклама