Мода на музу

Второй Международный «Метнер-фестиваль»

Композитора и пианиста Николая Метнера — современника Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, воспитанника Московской консерватории, вторую половину жизни проведшего в эмиграции в Лондоне, — не назовешь неизвестным или недооцененным композитором. Однако услышать его произведения на концертных площадках «живьем» в Москве практически невозможно. К тому же в привычном представлении музыкального обывателя бытует миф, что Метнер — композитор скучный и сложный для восприятия. И мифу этому уже десятки лет.

Между тем творчество этого автора было и остается своеобразным феноменом в истории отечественной музыкальной культуры. Загадка Метнера заключается в том, что как при его жизни, так и после смерти, он — «непознанный» и «малознакомый» для большинства, — тем не менее не перестает завоевывать избранных, становящихся его апологетами и неутомимыми пропагандистами. А уж последние убеждены в том, что музыка Николая Метнера достойна того, чтобы звучать в самых престижных залах наравне с сочинениями его знаменитых современников.

«Метнер-фестиваль» как раз и был организован кругом таких энтузиастов-метнероманов. Вдохновителем и главным действующим лицом проекта стал пианист Борис Березовский — один из лучших на сегодняшний день интерпретаторов русской классики, неизменно включающий музыку Метнера в программы своих выступлений по всему миру. Инициативу поддержали пианистка Екатерина Державина, сопрано Яна Иванилова, пианист из Великобритании Хэмиш Милн и другие музыканты. Первый российский фестиваль, посвященный «немодному» композитору, состоялся в феврале прошлого года и прошел весьма скромно при небольшом числе публики в зале Гнесинской академии. Однако, как оказалось, не без последствий. В этом году форум, заручившись поддержкой Московской консерватории, заявил о себе уже гораздо более громко и внушительно. К камерным концертам добавились симфонические программы, а вместо одной Москвы в афише значились уже три российских города (Екатеринбург и Владимир получили Метнера практически в том же объеме, что и столица).

Нынешний «Метнер-фестиваль» открылся в Большом зале Московской консерватории, собрав достаточное число публики для того, чтобы поверить — мода на музу Метнера набирает силу. Повод прийти хотя бы из любопытства был несомненный: чуть ли не впервые на этой площадке в один вечер звучали все три фортепианных концерта композитора. К ним прилагалась мировая премьера: «Сюита-вокализ», в оригинале написанная для голоса и фортепиано, была представлена в оркестровом варианте Яной Иваниловой (сопрано), Екатериной Державиной (фортепиано) и оркестром «Новая Россия». Идея сделать переложение (автор оркестровки — М.Ковалева), впрочем, оказалась не самой удачной. Камерная по своей сути «Сюита» явно «отяжелела» от хотя и деликатной, но все же достаточно весомой оркестровой массы, которая попросту заглушала певицу.

Фортепианные концерты исполнили три разных солиста. Юрий Мартынов сыграл Первый концерт цельно и убедительно, чуть-чуть недобрав разве в умении лидировать и властно вести за собой оркестр, а не пассивно подчиняться воле дирижера. Англичанин Хэмиш Милн в доставшемся ему Третьем явил контраст Мартынову бархатистой и по-английски сдержанной манерой игры, в которой не пропали ни характерно-вальсовые ритмы, ни тонкость нюансов, ни благородство общей линии. Завершал вечер Второй концерт, в интерпретации которого Борис Березовский в очередной раз продемонстрировал поразительное умение вживаться в играемую музыку и выдавать в качестве результата, как казалось, не некую частную исполнительскую трактовку, а единственно возможную версию, идеальное звучание, раскрывающее саму суть метнеровской музыки. Органичность и естественность исполнения отметали все мысли о «недоступности» и «сложности для восприятия» этого сочинения, слушавшегося на одном дыхании. Следует отдать должное и оркестру, аккомпанировавшему солистам. Александр Сладковский, которого, по его собственным словам, очаровали метнеровские шарм и аристократичность, сумел добиться тактичного и выверенного звучания и от своих музыкантов.

Открывшись в Москве, фестиваль продолжился в Екатеринбурге и Владимире. Однако останавливаться на достигнутом организаторы форума не намерены — в будущем году запланирован Третий фестиваль, который пройдет в городах, где в годы эмиграции жил композитор: Берлине, Париже и Лондоне.

Алена Абраменко

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама