Станислав Любшин: человек, поднимающийся по лестнице

Станислав Любшин

Станислав Любшин — из тех редких артистов, которые олицетворяют свое поколение. Не актерское именно, а поколение мужчин, чья молодость пришлась на оттепель. В кино он тогда стал заметен после «Заставы Ильича» Марлена Хуциева. Показал новый для советской актерской традиции тип игры — что-то вроде отечественного неореализма. Был вместе с Хуциевым замечен самим Феллини.

Чуть позже он сыграл советского разведчика в картине Владимира Басова «Щит и меч». Это кино, несмотря на железобетонную литературную основу, вышло у Басова качественным, не в последнюю очередь благодаря абсолютно человеческой интонации, с которой сыграли Любшин и Олег Янковский, причем, второй — породистого немецкого офицера.

Кто-то в начале актерской карьеры Станислава сказал ему, мол, с таким скучным, ничем не выдающимся лицом нельзя сниматься в кино. Но уже возникло иное кино, как и иной театр, где решительно отвергались лакировка, выспренность, театральный камуфляж, где, напротив, в чести была узнаваемость в артисте человека из реальной жизни. Но есть существенное добавление: искусство выбирало в герои хорошего человека, внутренне интеллигентного, честного и неслабого.

Любшин со своей неброской красотой, с тихим достоинством, с неподражаемым умением молчать в кадре или сценическом эпизоде, когда это молчание выдавало внутреннюю работу души и вызывало уважение к личности, стал идеальным героем в не трескучем понимании этого слова. Кино с тех пор не обделяло его ролями, предлагая и Чехова, и Достоевского, и Володина, и Вампилова — авторов, у которых работа души имеет первостепенное значение.

Выпускник Щепкинского училища при Малом театре, Любшин успел поработать и в «Современнике», и в театрах на Таганке и на Малой Бронной, но более всего, видимо, соответствовал мхатовскому типу игры и вот уже 27 лет связан с этим театром.

Здесь амплуа артиста не раз подвергалось самой решительной ревизии. Одну из самых неожиданных своих ролей он сыграл в спектакле Анатолия Эфроса. Это был Тартюф, которому артист сообщил все свое честное, тихое обаяние совестливого человека, отчего второе дно этого мольеровского мерзавца расположилось гораздо глубже. У Ефремова играл Юродивого в «Борисе Годунове» и оказался отличным характерным актером.

Сейчас тонко и остроумно играет старого художника-авангардиста в пьесе Тома Стоппарда «Художник, спускающийся по лестнице». Как немногие его сверстники, коллеги по актерскому цеху, Станислав Любшин с годами не растерял, напротив, приумножил ценное поколенческое свойство: каждую роль создавать с не разменянным личностным масштабом, чем более тихим, тем более весомым.

Наталия Каминская

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

Наше богатство Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Так закусим! Культура
Концерт Найджела Кеннеди в БЗК Классическая музыка
Новая песня баяна Классическая музыка

Реклама