Жан Рено: нелегал в законе

Жан Рено

У этого актера всегда были проблемы с подлинностью — его имени, происхождения, языка, родины, национальности. Биографы любят это обсуждать и отыскивать новые детали, чтобы получше разобраться в источнике особого дарования одного из самых популярных и узнаваемых французских актеров.

До 17 лет его звали Хуан Морено. Родители гордились тем, что они испанцы из Андалусии, хотя и живут в Марокко, а Хуан гордился, что свободно выводит слова арабской вязью. Пока жил в Африке, о существовании кино знал немного, зато получил хороший жизненный опыт, общаясь с местными жителями в переулках Касабланки. Будущему актеру замкнутая жизнь испанской диаспоры с ее брезгливостью ко всему чужому и отношение к местным, как к прокаженным, были не по душе, и он почти готов был слиться с марокканцами, лишь бы не считаться обособленным чистеньким европейцем.

Самоидентификацией он займется не скоро — лет через тридцать, после того как семья испанских эмигрантов перебралась во Францию и обосновалась там. Ему-то проще было бы уехать в Америку, чтобы стереть прошлое и начать жизнь заново как американец, но выбор сделали родители, явно надеясь когда-нибудь вернуться в Испанию. Сам Рено вспоминает, что Америка ему подходила, но смущало наличие там таких мэтров, как Марлон Брандо, в той области — кино и театр, — где он собирался в будущем работать. Зачем ехать туда, где уже есть гений?

Получилось нечто среднее — Хуан заново учил французский, по дороге избавлялся от испанского акцента, меняя его на гасконский, но говорить на столичном диалекте он так и не стал, да и не хотел, опять же боясь стать как все. В Париже учился на различных курсах актерского мастерства, но, несмотря на пикантную характерную внешность, работу по специальности долго не мог получить.

Тяжелое материальное положение семьи двойных эмигрантов не позволяло ждать — пришлось брать любую подсобную работу. Десять лет Рено жил «на дне» — почти как его герой из «Подземки», который бессмысленно слонялся по метро и бил в барабаны. Крохотная роль в телесериале «Одна тайна в день» погоды не сделала. Чуть более толковыми были роли конца 70-х годов у Коста-Гавраса в «Свете женщины» (1979) и в «Прохожей из Сан-Суси» (1982), где его партнершей была Роми Шнайдер.

Известность к актеру пришла после того, как он начал работать с Люком Бессоном. Режиссер-экстремал снял Рено в «Подземке», потом дал ему одну из главных ролей в «Голубой бездне» и «Никите». Мировую славу принес ему фильм «Леон» — трогательная история об отношениях профессионального убийцы и маленькой девочки, которую сыграла Натали Портман. Перед Рено отрылась дорога в Голливуд. Ему быстро удалось получить роли в таких фильмах, как «Миссия невыполнима», «Годзилла», «Ронин», но не удалось — главную роль в футуристическом боевике «Пятый элемент». Понятно, почему не удалось: нужен был чисто брутальный персонаж, однозначно положительный или отрицательный. Рено же играл таких, про которых до половины фильма непонятно, хороший его герой или плохой, «за» он или «против», киллер или спасатель, симпатичный детектив или оборотень.

Бессона заинтриговало непростое прошлое Жана Рено. Он опознал в нем типаж человека-пришельца, гостя на любом пиру, своего среди чужих и чужого среди своих одновременно. То ли француз с алжирскими корнями, пытающийся закрепиться в столице, то ли агрессивно настроенный албанец, то ли чудаковатый грек-гастарбайтер, то ли босниец, хватающийся чуть что за ружье, а может, просто рьяный и страстный гасконец — человек с южным темпераментом, пытающий счастье в Париже. В общем, то, что отталкивало других и сбрасывало Рено со всех кастингов, пригодилось Бессону. Сформировалось авторское амплуа — амплуа, в которое никто, кроме Рено, не вписывался. Он создал своеобразные лирические образы, непохожие на те, что были до него. Если бы кому-то довелось сыграть то же самое, то следовало было бы им объяснять, что нужно играть «жана рено».

В 1997 году Рено сыграл мага в фильме «Колдовская любовь» и бедолагу мужа в «черной» комедии «Могила Розанны», немного отойдя от привычного себя. Отошел ненадолго, вернувшись в роли классического пришельца. Это было время фильма «Пришельцы» со всеми продолжениями. Многие смеялись над серьезным актером, согласившимся дурачиться под забралом средневекового рыцаря, попавшего в современную Францию. Но именно такого Рено Франция признала в качестве национального феномена и наградила орденом Почетного легиона.

Вчера Рено отпраздновал свой шестидесятый день рождения — в кругу семьи на юге Франции. Бедность позади: Рено значится в списке самых богатых артистов мира. Простоватую фамилию, подобранную на улице, менять не собирается — она принесла ему успех, как и пресловутому автомобильному концерну. В настоящее время делает небольшой перерыв в кино, но с осени планирует активно включиться в работу.

Александра Германова

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Бетховен без пафоса Классическая музыка

Реклама