Джереми Айронс: джентльмен с надломом

Джереми Айронс

Джереми Джон Айронс родился на британском острове Уайт. Он окончил актерские курсы при бристольском Театре «Олд Вик» и сделал в нем блестящую карьеру. Вскоре его пригласили в Королевский шекспировский театр в Лондоне. Примерно в это время состоялся его кинодебют, он сыграл знаменитого танцора Нижинского в фильме Герберта Росса.

Британцы полюбили актера после телесериала «Возвращение в Брайтсхед» по роману Ивлина Во. Отечественные зрители впервые увидели Айронса в «Женщине французского лейтенанта» в начале 80-х. До сих пор непонятно, как этот изысканный фильм, снятый по постмодернистскому роману Джона Фаулза, попал на советские экраны. Но чудо свершилось, и актер стал для российской публики воплощением истинного британского джентльмена с брезгливо поджатыми губами.

Но для англоязычной публики по обе стороны Атлантики Айронс воплощал нечто иное — душевный надлом, таящийся под респектабельным обликом. Недаром он идеально подходил для ролей в пьесах Гарольда Пинтера. Экранизация одной из них — «Измены» — принесла ему большой успех. Поэтому никто не удивился, когда режиссер Шлендорф пригласил его на роль Свана в экранизации первого романа знаменитого прустовского цикла — «Любовь Свана». Сван Айронса с его мучительной безответной любовью оказался единственной удачей этого довольно бледного фильма.

Однако актер снимался не только в экранизациях серьезной прозы, он не боялся экспериментов. К примеру, сыграл гротескных близнецов в авангардистском фильме Дэвида Кроненберга «Dead Ringers». Однако номинации на «Оскара» удостоился за классическую мелодраму Барбета Шредера «Поворот фортуны» (1989). Как многие британские актеры с хорошей школой, Айронс может сыграть все. В его исполнении равно хорош и классический голливудский злодей террорист Грубер в «Крепком орешке», и утонченный невротик Кафка из одноименного фильма. Он чувствует себя уверенно и в качестве Арамиса из «Железной маски», и в роли Гумберта Гумберта из набоковской «Лолиты» Адриана Лайна.

Айронс не оставляет сцены. Он по-прежнему участвует в постановках своего любимого Пинтера. Когда драматургу вручали в Турине премию «Европа — театру», Айронс читал со сцены его стихи. От голливудской звезды такого не дождешься. Но актер и не считает себя звездой. Секрет своего успеха он формулирует так: «Надо думать, а не просто говорить. Слова возникают как продолжение мысли. В этом смысл нашего мастерства». Именно этим умением вначале думать, а потом говорить он и отличается от большинства своих собратьев по экрану.

Игнат Куракин

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно

Портрет маэстро Гайдна Классическая музыка
От Рембрандта до Берио Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Быстрее, еще быстрее… Классическая музыка
«Русские ночи» в Лондоне Классическая музыка

Реклама