«Мария»: новый альбом Чечилии Бартоли

«Мария»: новый альбом Чечилии Бартоли

Вчера в Пушкинском музее прошел полузакрытый концерт Чечилии Бартоли. Но Openspace.ru посчитал, что важнее рассказать не про очередной ее триумф у московской публики, а про новый DVD, который певица посвятила жизни и творчеству своей великой предшественницы, Марии Малибран (1808—1836).

Чечилия Бартоли давно нашла свою золотую жилу — обладательница весьма небольшого, но стремительного колоратурного меццо, куда более эффектно звучащего на дисках, нежели в больших оперных и концертных залах, она все реже запирает себя оперными ангажементами в одном городе, предпочитая делать концертно-гастрольные проекты и возить их по миру.

К ее чести, надо признать, что каждый такой проект — небольшое открытие в мире вокальной музыки, как правило, персонального свойства. Сначала Бартоли, роясь в венецианских библиотеках, открыла миру нового Вивальди, затем настала очередь Глюка и Сальери. Теперь певица замахнулась на творческое наследие самой Марии Малибран — романтической революционерки на оперной сцене, родной сестры Полины Виардо и дочери знаменитого тенора Мануэля Гарсии.

На своем французском диске с Мин Вун Чунгом в качестве пианиста Чечилия уже пела милейшие канцоны Виардо, в которых Полина никак, похоже, не может решить, кто ей больше люб как образец — Россини или Делиб. Мария Малибран прожила значительно более короткую жизнь, но прославилась едва ли не больше своей сестры. Для нее была написана партия Дездемоны в россиниевском «Отелло». Беллини переделал для ее контральто партию Эльвиры в «Пуританах», и ту редакцию никто из современных певиц до сих пор не отважился спеть. В репертуаре этой испанки с голосом невероятной подвижности и диапазона были и «Норма», и «Сомнамбула», и «Золушка», и еще множество великой, хорошей и напрочь забытой музыки.

DVD с этой программой, исполненной на концерте в Барселоне, и документальным фильмом о Малибран выпущен отечественным Universal по вполне горбушечной цене и, поверьте, стоит тех 400 р., которые вы за него отдадите. Это относится и к тем, кто уже прослушал одноименный CD «Malibran Rediscovered» без особого восторга или даже с разочарованием.

Когда Бартоли своим, признаемся, не самым красивым голосом, к тому же довольно стертым в последние годы, поет каватину Нормы или Амины из «Сомнамбулы», — это производит впечатление скучной диссертации. Слава богу, в видеоварианте от Нормы она отказалась вообще.

Но когда заканчивается кантилена Амины Ah, non credea mirarti... и начинается дежурная акробатическая стретта Ah! Non junge... становится очень интересно. Чечилия поет это с удивительным музыкальным разнообразием, опуская многие привычные писклявые пассажи в контральтовые глубины и наделяя эту, как правило, топорную музыку невероятным изяществом. Фирменные рондо Золушки и романс Дездемоны из опер Россини певица записала еще на своем первом диске, когда ей было 23, но они по-прежнему в коронных номерах ее репертуара, и имя Малибран здесь, кажется, лишь повод стрельнуть парой фирменных хитов.

Самое же вкусное в этой программе — редкости, снятые с пыльных полок старинных консерваторских и театральных библиотек. Чудесный романс Джузеппе Персиани из оперы «Дочь Воздуха» в сопровождении арфы, забавные тирольские вариации Гуммеля, блестящая концертная ария Мендельсона для скрипки, сопрано и камерного оркестра.

На CD партию скрипки играет Венгеров, но на DVD его нет, и парадоксальным образом без него — живее, как и без дирижера Адама Фишера за пультом. На барселонском концерте, взяв на себя руководство собственным оркестром La Scintilla, скрипачка Ада Пеш создала для певицы куда более непринужденную — девичью атмосферу, в которую очаровательным образом вписываются и композиторские опыты самой Марии Малибран, и более зрелые опусы ее деспотичного отца Мануэля Гарсии.

Бартоли — феноменальная артистка, которая подкупает не только уникальной музыкальностью и колоратурной акробатикой, но и своей тотальной посвященностью музыке и слушателю. Во время концерта она существует только ради этих двух адресатов, и это не может не пленять.

Совершенно очевидно, что Бартоли «больна» Малибран, как некогда болела Вивальди. И это не очередной великолепный пиар-ход (хотя, конечно, и он тоже), но история влюбленности. Обязательно стоит посмотреть бонус, на котором Чечилия в сопровождении разных ученых мужей посещает дома и квартиры Марии Малибран, примеряет ее театральные бижу, включая диадему и браслеты из «Золушки» (один из которых запечатлен на обложке диска), читает ее любовные и предсмертные письма. А затем — ведет нас в свой старый дом, знакомит с родителями и трогательно ставит магнитофонную «мыльницу» за кулисами неаполитанского San Carlo, где она в девятилетнем возрасте стояла и пела партию пастушка в «Тоске».

Особый интерес представляет музей Марии Малибран на колесах, который создан под эгидой Бартоли. И было бы очень приятно, если однажды этот трейлер эпохи бельканто доехал бы и до России.

Cecilia Bartoli
Maria: The Barcelona Concert & Malibran Rediscovered (2 DVD)
Decca 2008

Илья Кухаренко, openspace.ru

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама