«Дон Жуан» в Королевской Опере
Оперный сезон Ковент Гарден открылся старой постановкой Франчески Замбелло. Руководство придумало нечто более интересное, чем дорогостоящая премьера: в проверенный временем спектакль с хорошей репутацией у зрителей и прессы вошли исполнители, которые вряд ли собрались бы вместе в каком-то другом городе и в какой-то другой опере. Получился абсолютный эксклюзив, достойный этого прославленного оперного дома. В 2002 году о «Дон Жуане» Замбелло много писали, так как постановщица снабдила свой спектакль эффектным, но опасным финалом. В последней сцене, когда за развратником является Командор, вдруг разверзаются небеса, рушится дом и на сцену выплывает гигантский, извергающий языки пламени огненный маятник, который в течение пяти минут носится из стороны в сторону над головой главного героя, готовящегося то ли к свадьбе, то ли к погребению и по такому торжественному случаю одетого лишь отчасти. Фривольная сцена благополучно перекочевала на афишу — в результате чего при каждом последующем возобновлении «Дон Жуана» половина билетов раскупалась любителями острых ощущений. Некоторые ходили по несколько раз, пытаясь разгадать секреты чудо-машинерии. Во всем остальном Замбелло положилась на исполнителей — она придумала форму для каждого героя, а трактовку характера оставила на усмотрение конкретных солистов. Разве что Дон Жуан у нее планировался линейно-брутальным типом и совершенно напрасно, учитывая особенности певцов, у которых были шансы спеть в этой опере в Ковент Гарден. Англичане редко изменяют своим вкусам: если есть возможность задействовать англичанина, то его задействуют, а среди английских вокалистов брутальных типов не водится.
В первой серии участвовали Саймон Кинлисайд (Дон Жуан), Марина Поплавская (Донна Анна), Джойс ДиДонато (Донна Эльвира), Рамон Варгас (Дон Оттавио), во второй — Мариуш Квечень, Патриция Чофи, Эмма Белл и Йен Бостридж соответственно. Англичанин Кинлисайд, являющийся одним из ведущих исполнителей Дон Жуана на сегодняшний момент, конкурентов в Англии не имеет, но ему не под силу было спеть двадцать спектаклей подряд, поэтому пришлось поделить успех с американским конкурентом — равнозначным по классу баритоном польского происхождения Мариушем Квеченем. Квечень чаще поет на других материках, но в этом сезоне сделал исключение — кроме Лондона, он в качестве Дон Жуана появится еще и в родном Кракове. Поплавская вернулась триумфатором в Ковент Гарден, где ее не так давно фактически открыли как серьезную певицу. Ей довелось спеть в серии «Отелло» на Зальцбурге-2008 под руководством Риккардо Мути, а после этого престижного фестиваля двери в большое искусство либо распахиваются настежь, либо захлопываются навсегда. Певица рискнула и выиграла, хотя в роли Донны Анны она до уровня Чофи пока не дотягивает. Сказываются огрехи школы, мало сценического опыта, возникают проблемы коммуникации с коллегами и слишком заметна общая скованность, хотя легко верится, что все, что нужно, скоро у нее будет. Дотянуться до Чофи любому трудно — у итальянки великолепная техника, красивый голос, бесподобная внешность «главной героини» и яркий драматический талант. Трудно выбрать между двумя Эльвирами: американка ДиДонато — стопроцентная звезда с мировым именем, а британка Эмма Белл менее знаменита, но голос ее также силен, а по актерским данным с ней вообще мало кто может сравниться. Когда я впервые увидела ее в деле, то мне показалось, что с полотен Гейнсборо или Рейнолдса сошла сама великая и ужасная Сара Сиддонс.
Но главные лавры все равно достались не им, и даже не Дон Жуанам, которые оба, хоть и назло Замбелло ничуть не брутальные, придумали интересные авторские трактовки с лирическим наполнением. Все взоры обратились на Йена Бостриджа, который в этом сезоне собирается доказывать, что репутация затворника звукозаписывающих студий — не окончательный диагноз. Живого Дона Оттавио он спел за пределами любимой Англии в прошлом году — это случилось в Венской Опере. Бостридж раньше пел много Бриттена в Английской Национальной Опере, но по международным меркам английский певец не считается успешным, если его выступления ограничиваются только этим театром. В случае с Бостриджем речь шла не о дополнительном признании, а о личном терпении артиста. С трудом верилось, что этот утонченный певец с привычками университетского профессора станет терять время на театральные репетиции. Видимо, у него эта склонность была, но до поры до времени дремала. Правда, на сцене Бостридж остается Бостриджем — человеком, несущим смысл слов. Он превращает две свои арии и дуэт в маленькие спектакли одного актера — из общего контекста артист не выпадает, но благодаря дополнительному содержанию, которое открывается по ходу арии в его исполнении, история про Дон Жуана затмевается историей другой судьбы. Его Оттавио — одинокий путешественник, предтеча романтического героя типа Вертера Гете или даже самого неприкаянного Гейне, которому нет места в чванливом XVIII веке Моцарта. Здорово придумал англичанин — и композитора возвысил до создателя персонажа нового типа, и сам стяжал небывалый успех (обе арии сопровождались продолжительными аплодисментами, а хлопать внутри спектакля в Ковент Гарден не принято), только вот непонятно, что будут теперь делать со смыслами другие Доны Оттавио. Неудобно и трудно им будет жить.
Возвращаясь к самой постановке, отмечу еще несколько симпатичных находок режиссера — это сцена с каталогом женщин, выезд Донны Эльвиры как deus ex machina с винтовкой в руках, пистолеты Дона Оттавио и обмороки Донны Анны. Обращаясь к Донне Эльвире, Лепорелло (Алекс Эспозито) достает из рюкзака книжку за книжкой, которые к концу арии складываются в солидное собрание сочинений. Он вручает стопку Донне Эльвире, а та, хоть и разозлена, оценивает тот факт, что Дон Жуан и Лепорелло носят в сумке книги в кожаных переплетах. Сама же она (Эмма Белл) в этот момент напоминала рассвирепевшую расиновскую Федру: мальчики-слуги внесли ее на сцену на носилках. Чуть что шло не по ее — Эльвира бралась за ружье. Другая бы выглядела с этими аксессуарами нелепо, но Белл обратила все себе на пользу: выглядела величественно и эффектно.
Впереди у театра череда новых спектаклей, в том числе и «Матильда ли Шабран» с Флоресом, однако едва ли какая-то другая постановка затмит эту количеством открытий и качеством артистов. Думаю, что у «Дон Жуана» есть шансы стать лучшим спектаклем европейского оперного сезона.