Контракты по ниспадающей

Об оперной карьере Николая Баскова

Николай Басков

На днях весь Рунет облетела новина: Николая Баскова уволили «за непосещаемость» их Театра оперы и балета Республики Марий-Эл, что в её столице Йошкар-Оле. Охочие до сенсаций СМИ растиражировали это сообщение, хотя до того в их сводках Марийский оперный театр практически никогда не фигурировал. Оно и понятно, причина сенсации — «золотой голос России», каждый шаг которого отслеживает жёлтая и не очень жёлтая пресса.

Спустя несколько часов прокатилась вторая волна: худрук театра, бывший балетный премьер Большого Константин Иванов опроверг информацию, заявив, что ни о каком увольнении речи и быть не может. Просто срок контракта истёк, стороны остались взаимно довольны, но продлевать его не стали, поскольку у Баскова реально нет времени уделять должное внимание театру в Йошкар-Оле.

С виду всё вроде очень пристойно. А по сути?

История взлёта оперно-эстрадного идола Николая Баскова началась в конце 1990-х, когда студента Гнесинской академии стали усиленно раскручивать. Едва получив диплом, он по протекции тогдашнего председателя Государственной думы Геннадия Селезнёва был принят в штат столичного Большого театра. Уже тогда Басков не мог полноценно уделять время своей оперной карьере, поскольку его полностью поглотила попса.

В Большом он пел редко, исполнил за несколько лет пребывания в труппе всего три партии, по-настоящему значимой из них была только одна — Ленский, в которой Басков усиленно и безуспешно копировал Сергея Лемешева.

Вскоре он покидает труппу Большого, полностью погрузившись в мир эстрады. Но, видимо, Баскову всегда грело душу, что, хотя бы формально, он будет продолжать оставаться оперным исполнителем. Поэтому после Большого был контракт в Нижегородском театре оперы и балета, а потом и в Марийском. Если выстроить цепочку этих театров в соответствии с их рангом, то очевидно, что

оперная карьера Баскова развивается по нисходящей: первый театр России — крупный провинциальный театр с большими традициями в региональном мегаполисе — более скромный провинциальный театр в небольшом городе.

В обоих провинциальных театрах Басков появлялся ещё реже, чем в Большом, спев здесь всего несколько спектаклей за десять лет, причём преимущественно вновь только Ленского или какие-то концертные программы. Оно и понятно: когда же учить партии, когда твоё отполированное визажистами лицо не слезает с экранов ТВ? Поэтому уход Баскова из Нижнего, а теперь и из Йошкар-Олы вполне закономерен: пребывание в труппах этих театров было чистой формальностью — невзыскательные администраторы этих оперных домов держали певца в штате «для престижу», весьма ложно ими понимаемому. Потому что если бы понимали верно, то никогда бы на такое сотрудничество не пошли. Впрочем, ставить им в вину такую тактику слишком жестоко: уж коли Большой театр России не гнушался горлового зажатого пения на своих премьерах («Евгений Онегин» 2000 года, режиссёр Б. Покровский, дирижёр М. Эрмлер), то что взять с провинции?

В последнее время Николай Басков вновь стал проявлять интерес к опере.

Совсем недавно он пел в мировой премьере нового сочинения А. Журбина «Альберт и Жизель» на сцене столичной консерватории. Интересно, признаком чего является это стремление? Может быть, признаком клонящейся к закату эстрадной карьеры исполнителя, поскольку поверить в искренность его вдруг внезапно проснувшейся любви к высокому жанру может только очень наивный человек.

Фото из твиттера Николая Баскова

реклама

вам может быть интересно

Русская месса Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Вокруг Ксенакиса Классическая музыка

Реклама