Последние две лондонские премьеры Английской национальной оперы — «На следующий день» Джонатона Доува и «Суд присяжных» Гилберта и Салливана приятно удивили публику.
Обе премьеры состоялись в репетиционном зале АНО, билеты были распроданы по весьма скромным по лондонским меркам ценам, и преобладала на спектаклях не зрелая и пенсионного вида публика, а творческая молодежь — музыканты, студенты театральных институтов.
Сочинение любимого лондонцами музыкального тандема — либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900) — опера-миниатюра «Суд присяжных» (премьера состоялась в 1875 году), длится всего сорок пять минут.
Сюжет оперы предельно прост. Он влюбился, обещал жениться, но очень скоро Она ему наскучила,
и новая пассия завладела его умом и сердцем, и всем остальным. Недолго думая, разозленная невеста затеяла судебное разбирательство — и конечно судья, присяжные и прочий люд в зале суда оказались на ее стороне. Причем многие мужчины, в том числе и стареющий судья, пытаются утешить бедную поцелуем и с готовностью подставляют плечо, на котором она может выплакаться.
Мы также узнаем историю того, как Судья стал судьей. Помотавшись по белу свету, перебиваясь с хлеба на воду, он наконец-то разом решил все материальные проблемы, женившись на стареющей и безобразной дочери влиятельного адвоката. (Поклонники Гилберта и Салливана с удовольствием отметили присутствие на сцене старейшего актера Ричарда Суарта, сыгравшего впервые роль Судьи более двадцати лет назад.)
Между тем, варианты разрешения конфликта предлагались разные.
Нелегальный — Ответчик должен был жениться сразу на обеих дамах — разумеется, был отвергнут. Денежная компенсация не решала Ее проблемы, а Его кошелек изрядно «похудел» после всех этих переделок. В итоге Судья принимает решение: «Я сам женюсь на ней!»
Небольшая и мобильная творческая группа все сорок пять минут держала зал в напряжении, и было жаль, что всё закончилось так быстро. Спектакль был энергичным, напористым и напоминал студенческий капустник, но в высокопрофессиональном исполнении.
Тенор Пабло Стронг в роли Ответчика и бас-баритон Пол Шихан в роли Старшины присяжных идеально воплотили образы антигероев. Присяжные заседатели — почтальон, врач, профессор и прочий узнаваемый лондонский люд — сидели напротив красочно одетых свадебных гостей.
Оркестра не было.
Музыкальный аккомпанемент обеспечил пианист Мюррей Хипкин, дирижировал Мартин Фитцпатрик.
Режиссер Мэттью Монаган в шутливой манере показал правовую систему, аккуратно критикуя государственные учреждения, продажных присяжных, суд, управляемый старым и бесстыдным коррупционером.
Фото:: Sarah Ainslie