Всему своё Бремя

Толибхон Шахиди, Концерт для альта с оркестром

Толибхон Шахиди

Эссе первое. Человек с альтом, человек с клубком

Любой материал о произведении, недавно написанном и исполненном, хочется начать с поспешного: «но оно красивое!» Почему-то мы привыкли, что все современное — страшно неприятно для слуха, зато тешит интеллектуальное самолюбие («страшно умная концепция!»). Не ожидая от современной музыки красоты, мы мешаем развиваться ей и себе. Себе — в своем представлении о красивом. А еще вынуждаем себя делать выбор между «умным» и «красивым». Зачем? Музыка, появившаяся недавно или буквально на днях, может быть и красивой, и умной. Вообще, произведение искусства — это фокус лучей, направленных из разных источников. В нем так или иначе отражается все, что значимо для автора и его времени. И сверх того – вечные ценности и то, что будет понято только следующим поколением.

Мешает композиторам и слушателям привязанность к категоричности (бывает только «новое» — «старое» — «обновлено-старое», «софт» — «хард», «актуальное» — «спасибо, не сегодня»). Изматывает композиторов и продвинутых исполнителей необходимость убеждать менеджеров, что именно это важно услышать публике. А слушатель, тем временем, сидит на интеллектуальной диете из «проверенных» сочинений — хотя он давно уже хочет идти дальше, чтобы испытать себя в новых, незнакомых звуковых ситуациях.

Что лучше: когда композитор пишет для слушателей или для себя? Лучше, когда пишет ради самого произведения. Когда сочинение не сочиняется, а появляется, становится, оформляется. Как будто нет искусства композиции, а есть только музыкальный клубок, который вручен композитору доброй феей (музой) в знак высокого доверия. И ему, композитору, предстоит этот клубок деликатно размотать – не нарушая цельности нити, не запутав ее, не создав узелков. В этом случае сочинение будет интересно и полезно всем: автору, исполнителям, слушателям.

Максим Новиков

…Однажды муза, пролетая над Москвой, чуть замедлила лет возле консерватории. Что-то особое увидела она в лице альтиста Новикова, размышлявшего о новом репертуаре, поэтому неслучайно вздернула магической недирижерской палочкой. Мгновенно мысли Максима Новикова направились по нужной ей траектории. В это же время композитор Толибхон Шахиди прогуливался возле афиш. Он был удивлен, когда молодой человек, назвавшийся Максимом Новиковым, подошел к нему и попросил написать альтовый концерт. Для него это предложение было неожиданным: о музыке для альта маэстро никогда не задумывался. Буквально через несколько минут муза осторожно вложила в метафизический карман композитора клубок будущего сочинения и исчезла в далях, уверенная в прекрасном результате разматывания изысканной и суровой музыкальной нити.

Ни доли иронии, ни полутона шутки. Примерно так и было: в летний месяц 2016 года, в центре Москвы. Музыка долго искала своего автора — того, кто смог бы выслушать всех и сказать свое слово, поклониться истокам и улететь далеко от них. Сочинение доверили написать человеку, который слышит речь в музыке и музыку в речи. Толибхон Шахиди — мудрый и сдержанный в общении, в партитуре. Альт оказался «его» инструментом. Альт не любит кокетства — он скромен. Альт не стремится покорять – он просто звучит так, как он ощущает себя в данную звучащую минуту. Этот инструмент умеет различать жизненные и художественные эмоции, речь повседневную и речь особых театральных моментов.

Театр для Толибхона Шахиди не эпизод, не опыт и не встреча. Это реализация врожденной тяги к драматическому искусству. Композитор стремится к нему, как к умному собеседнику: он понимает его — его правила, условия, возможности. Почему концерт для альта приводит к мысли о театре? Потому что интонация, интонация, интонация — меняющаяся и узнаваемая, сомневающаяся и убеждающая. Потому что в тембре альта, в свойственной ему артикуляции (точнее — тембро-артикуляции) Шахиди узнал своего героя.

Эссе второе. Есть антиномии. Есть примирение?..

Концерт имеет название «Агар». В переводе с фарси это означает — «если бы…». Если бы не встреча с Максимом, если бы не его завороженность современной культурой, если бы он не полюбил музыку Шахиди еще много лет назад, концерт не появился бы. К счастью, в жизненном пространстве все условия и сомнения были сняты. Всё сложилось: предложение артиста стало вдохновением для композитора. Всё состоялось, всё родилось, но это здесь. А там, в пространстве партитуры еще идет борьба: еще много «невозможностей», еще много необезвреженных триггеров. Какая роль отводится в этом бьющемся пространстве солисту? Кто он: соавтор, жертва, психотерапевт, режиссер, умеющий «ставить» и конфликты, и покой? Приручает ли он музыку или играет в нее? Или?..

А есть еще время. С привычным, жизненным, почти все понятно: оно то бежит, то замирает, то идет своим чередом. Но вот время художественного сочинения? Неуловимо — познаваемо, субъективно — объективно… Наверное, оно как-то или чем-то связано с нашим обычным временем. Связано мимолетно или прочно? Объяснимо или парадоксально? Если бы готовые ответы дал сам композитор, если бы он рассеял дымку сомнений, предположений, концерт был бы прост и неинтересен. В поиске, в размышлениях, в противоречиях самому себе, в постоянном перечеркивании достигнутого, в терзающем любопытстве — жизнь этого сочинения.

Может быть, удобнее слушать концерт Шахиди, изучив предварительно путеводитель, в котором все рассказано о форме, темах, причине и следствии. Пусть не доказано, но все же: даже форма классических сочинений изменчива. Сегодня она абсолютно сонатная, а завтра — в другой интерпретации, в других обстоятельствах – эта сонатность уже не кажется такой абсолютной. Альтовый концерт Шахиди — сочинение уже состоявшееся, но еще не устоявшееся (и может быть, таковым останется). Допустим, это контрастно-составная форма с чертами концентричности, в которой роль центра справедливо занимает каденция-монолог. Послушав концерт хотя бы один раз, слушатель поймет, что это форма-поток: не составлено-составная, а мощная, единая, не концентрическая, а свободно-осмысленная. Есть в концерте и любимая всеми репризность, но не дословная, а аллюзийная – проявляющаяся намеком, мелькнувшим напоминанием.

Каждое новое прослушивание будет создавать ощущения предчувствия нового этапа-«порога». Но даже сотня прослушиваний не сделает форму сочинения «понятной». Она не поддается стабилизации: она — принципиально подвижна. Поток даже на фотоснимке подвижен (если кадр сделан профессионалом).

Энергия движения, энергия осмысления. Глубже понять композицию и драматургию поможет наблюдение за действием и взаимодействием двух энергий: той, что требуется проявление вовне, и той, что нужно сосредоточиться на внутренней событийности — иногда тихой, неспешной, иногда очень активной. Шахиди, разделяя две эти «стихии» и наблюдая за ними, переносит именно на них акцент внимания. Диалог оркестра и солиста, их отношения значимы — того требует жанр, — но все же не первостепенны. Конфликтность, драматизм рождается не в полемике одного (solo) и всех (tutti). Искра вспыхивает в самом процессе развития. Конфликтной может стать и «зона движения», и «зона осмысления». От вспышек защищены только «зоны покоя»: это начало сочинения — исток формы-потока (до ц. 2) и его конец — устье, растворяющееся в тишине, безбрежности (ц. 66), бесконечности.

Слова без слов. У альта сдержанный мужской характер: он немногословен. В его речи нет шумов - каждое слово ценно. Но и поиск этого слова непрост. Солисту нужно найти наиболее точное, звучное. Процесс обретения слова «выписан» в партитуре. Нотные знаки бессловесны, но не безмолвны. Даже пока они не сыграны, они звучат. Но значащего звучания не будет, если партитура — это коллекция фигур-симулякров.

Шахиди с помощью нотных знаков передает тревожившее его: внутреннее событие или некое несовпадение – ожиданий и случившегося, предположений и правды. Концерт родился из эмоционального или этического диссонанса. Что стало триггером для высказывания, — встреча с Максимом или спонтанно возникшая искра, визит к Минотавру или визит музы, — не так уж важно. Перед исполнителями — текст, который должен зазвучать: и его реально звучание должно совпадать с имманентным, потенциальным.

Солист — не жертва и, конечно, не Минотавр. Он герой, которому доверено пройти по лабиринту. Он должен идти вслед за автором, но уже увереннее, позволяя себя и взгляд вверх, и опасное натяжение нити того самого клубка, который может подсказать выход. А может привести к безысходности. Автор оставил для героя подсказки – чтобы у него была возможность расслышать свой голос в многоголосице и найти в контрапункте своих будущих спутников.

Ориентиры, оставленные композитором, и слушателям помогают освоить лабиринт-сюжет. Узнаваемые архетипы, символы (кто как воспримет) выполняют, научно выражаясь, кларитивную функцию. Трели, трелеподобные мотивы — волнение, движение, трепет жизни. Длящиеся такты — воздух, тишина, вечность. Оркестровые унисоны — устремленные к небу вершины, горы. В диссонантных вихрях как не узнать бурю, смятение? В звучании альта и тишине оркестра бьется время осознанного одиночества: герою оно нужно, чтобы услышать себя, почувствовать свои силы.

Осознание — важный опыт: и художественный, и жизненный. Благодаря ему экзистенциальные вспышки не опаляют нити жизни, а подсказывают путь — «через 100 метров поверните…». Поверните к себе.

…Название для эссе предложил сам Толибхон Шахиди. Сначала оно показалось мне слишком остроумным для размышлений о таком серьезном сочинении. Но если правильно прочесть и услышать, острота превратится в афоризм или жизненную подсказку. Не стоит преувеличивать «бремя». Не нужно выкрикивать что-то «всем» и громко настаивать на «своем». Смысл — в лиге между словами, в невидимом ауфтакте: «Всему — своё — б(в)ремя».

Алевтина Бояринцева специально для Belcanto.ru

Ссылки по теме:

Альтовый концерт Толибхона Шахиди. Видеофильм

Видеозапись концерта из Большого зала Московской консерватории

Фестиваль в Леричи: союз музыки и поэзии

Звуковые миры Толибхона Шахиди

На авторском вечере Толибхона Шахиди

Тип
Раздел
Персоналии
Словарные статьи
Автор

реклама

вам может быть интересно

Восьмое небо Малера Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Дирижерская элита — это не миф! Классическая музыка
«Русские ночи» в Лондоне Классическая музыка

Реклама