Пропустить исполнение Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Франца Вельзера-Мёста Второй симфонии С. С. Прокофьева и Пятой симфонии П. И. Чайковского в Изарской филармонии было совершенно невозможно. Причины же этой невозможности, как легко догадаться, уже все перечислены. Но начнём с конца.
Самый современный концертный зал Баварии — Изарская филармония (нем. Isarphilharmonie) — открылся в Мюнхене в 2021 и был назван по имени реки Изар (нем. Isar), рядом с которой и находится в юго-западной части города — районе Зендлинг. Зал был построен как дополнительная концертно-репетиционная площадка для Мюнхенского филармонического и Мюнхенского камерного оркестров и Симфонического оркестра Баварского радио на период реконструкции крупнейшего в Европе культурного комплекса Гаштайг. К слову, по поводу акустики главного зала старого Гастайга на 2500 мест Леонард Бернстайн написал в 1985 в гостевой книге: «Сожгите его!». Впрочем, восклицание великого музыканта могло относиться и к его собственному произведению, исполненному в Гастайге в тот вечер. Как бы то ни было сегодня реконструкция Гастайга оценивается в сумму 710 млн евро и продлится неизвестно сколько.
Тем временем новое здание Изарской филармонии (также Gasteig HP8, где аббревиатура с номером — это адрес Hans-Preißinger-Straße 8), хоть и дальше от центра (15 мин от Главного вокзала Мюнхена на транспорте), но представляет собой настоящее чудо концертной архитектуры. Стены зала, рассчитанного на 1900 посадочных мест, отделаны панелями из чёрной ели, а сцена устлана кедровым деревом. Великолепная акустика зала Изарской филармонии создаёт иллюзию погружения в индивидуальный тембр каждого инструмента, звучащего со сцены, и даже на громоподобных оркестровых тутти в этот вечер был слышен рояль со всеми нюансами и оттенками.
Важным событием вечера стало возвращение Франца Вельзера-Мёста на дирижёрский подиум после длительного перерыва в связи с обнаруженным в прошлом году онкологическим заболеванием. После эффективной иммунотерапии маэстро Вельзер-Мёст ознаменовал выздоровление неожиданно яркой программой из произведений Прокофьева и Чайковского.
Вторая симфония С. С. Прокофьева (1924–1925) — настоящий музыкальный ураган: бурный, дерзкий, экспрессивный промышленно-симфонический китч, утомивший после первого прослушивания даже самого композитора. «Что-то я тут явно перемудрил», — сказал Прокофьев после премьеры. Однако то, что сделали с этим материалом музыканты Симфонического оркестра Баварского радио, отличалось собранной продуманностью, дискретной лёгкостью и внятностью прочтения.
Фирменный стиль этого коллектива отличается упругостью и пружинистой мощью. Он был сформирован великим музыкантом и руководителем коллектива Марисом Янсонсом, который основной акцент делал на сохранение индивидуального звучания оркестра перед лицом исполнительской глобализации (читайте об этом в интервью маэстро). Сегодня Симфонический оркестр Баварского радио — один из лучших музыкальных коллективов мира.
Пятую симфонию П. И. Чайковского (1888) музыканты исполнили с невероятной энергией и чёткостью, без лишней сентиментальности. Это был мощный, яркий, тестостероновый Чайковский, которого мы знаем по «Пиковой даме» и которого редко можно услышать в современных обречённо-рыдательных интерпретациях. (С живыми впечатлениями и записями фрагментов концерта можно ознакомиться на канале «Девятая ложа».)
1 и 2 ноября 2024 Симфонический оркестр Баварского радио под управлением своего руководителя сэра Саймона Рэттла исполнит II акт из «Тристана и Изольды» Р. Вагнера. Партию Изольды споёт одна из лучших интерпретаторов вагнеровского репертуара наших дней Лиз Дэвидсен, в партии Тристана выступит Стюарт Скельтон.
Автор фото — Астрид Акерман