Аполлон

Категории словаря
Аполлон-Кифаред

Златокудрый сын Зевса, бог света, бог искусства, целитель, покровитель юношей, покровитель мореходов, грозный мститель всему злому, прорицатель воли Зевса, покровитель троянцев в Троянской войне, Аполлон равен Зевсу по поклонению.

Аполлон был действующим лицом многих мифов. Но более всего он прославился как музыкант, бог музыки. В этих мифах отразилось нечто большее, чем просто увлекательные сюжеты. В них — выверенное веками понимание существа музыкального искусства, его значения для человеческого общества, психологии музыканта. Аполлону, как верховному богу музыки, приписывают даже отцовство Орфея — по многим мифам изобретателя музыки и стихосложения.

ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепаху, поймал ее и из ее панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу...

Я не буду пересказывать этот длинный, полный приключений и хитроумных проделок миф. Скажу лишь, что Аполлон предпринял великие усилия, чтобы вернуть похищенных коров, он был чрезвычайно сердит, заставлял проказника Гермеса идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот разрешил их спор, наконец, готов был даже убить его. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров — так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель, столь любимую пастухами Греции...

Любовь к музыке, призвание музыканта сильнее обыденных практических интересов. Бог Аполлон выбрал музыку по воле бога же Гермеса. Так понимание музыки как высокого искусства, возвышающего человека и управляющего им, запечатлелось в легенде о божественном происхождении музыкального инструмента и его звуков.

АПОЛЛОН И МУЗЫ

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии и науки, Евтерпа — муза лирической поэзии, Эрато — муза любовной поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно звучит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает этому божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда на Олимпе все замолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучит кифара Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам своей кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты (три богини красоты и изящества), вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в этом веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Итак. Нет музы музыки (чистой, инструментальной). Неуважение к музыке? Нет, напротив. Бог музыки — сам Аполлон. Музыка — искусство муз, считали древние греки. Она главная над всеми видами искусств. Не случайно и сейчас инструментальную (чистую) музыку считают высшим проявлением творческого гения человека.

Музыка Аполлона облагораживает даже богов. Тем более подвластны ей люди. Аполлон умеет вызывать и благородное веселье. Оно объединяет всех в хоровод, делает общение людей приятным, мирным, чистым и светлым. От звуков кифары Аполлона мир заливается потоками золотого света. Две ипостаси Аполлона: бог музыки и бог света — исходят из одного представления о прекрасном.

СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ

Бог Пан (покровитель стад и пастухов) гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Первый начал Пан. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Когда замолкли отзвуки свирели Пана, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия дивной красоты. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана.

Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов. Часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

МАРСИЙ

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость.

Два последних мифа — два варианта одной идеи, которая остается ключевой по сей день. Есть два рода музыки: высокая, серьезная, благородная, сложная, божественная — музыка Аполлона и простая, незатейливая, пастушеская, легкая, развлекающая — музыка Пана, Марсия, пастухов. У каждой из них свое назначение, свое время, свои слушатели. Одна другую не заменяет, не уничтожает. Но беда, если едва научившийся играть на флейте берется соперничать с великой и божественной музыкой, претендуя на равенство. Его не может быть между искусством высоким и развлекательным. Иначе не будет силы, которая способна возвысить и облагородить людские души. И раз эта идея отложилась в мифах Древней Греции, значит она обобщила огромный опыт человечества, предшествующий эллинистической культуре, и ей можно верить.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Бриндизи Опера, вокал, пение
Словацкая музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Возрождение в балете Течения в искусстве
Македонская музыка Национальные культуры
Дайра, дойра Национальные культуры
Полифункциональность Термины и понятия
Просвещение в балете Течения в искусстве
Византийская музыка Церковная музыка
Формализм Термины и понятия
Бонн музыкальный Национальные культуры
Дирижёр Термины и понятия
Барабан Музыкальные инструменты

Реклама