Характерный танец

Категории словаря

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Дублин Города
Виола Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Crescendo, крещендо Термины и понятия
Бирманская музыка Национальные культуры
Largo, ларго Термины и понятия
Releve, релеве Балет и танец
Фермата Термины и понятия
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Гитара Музыкальные инструменты
Труба Музыкальные инструменты
Полиритмия Термины и понятия

Реклама