Реализм в балете

Категории словаря

Реализм в балете

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный).

1) Термин, обозначающий правдивое отражение действительности в художеств. образах, объективную истину в иск-ве. Синонимы Р. — «реалистичность», «правдивость», «истинность». В этом смысле Р. свойствен всякому подлинному иск-ву, составляет его внутреннюю природу. В хореографии основа Р. — правдивое выражение языком танца чувства и мысли, внутреннего состояния, переживания героя. В балете на этой основе раскрывается правда характеров, поступков, драматич. ситуаций, развитие действия, идейный смысл спектакля в целом. Правда жизни воплощается в балете посредством условного танц. языка, в основе к-рого специфич. система выразительных движений, художественно претворившая реальные жизненные движения человека, но не тождественная им. Поэтому Р. в балете не сводится к бытовому правдоподобию, к воспроизведению конкретной жизненной пластики. Правдоподобие хотя и возможно, но не обязательно. Там, где оно иногда применяется (преим. в пантомиме или в отдельных танц. движениях), бытовые жесты играют подчинённую и дополнительную роль, являясь элементом, включённым в более широкое художеств, целое. Подмена правды жизни бытовым правдоподобием означает подмену Р. натурализмом.

В истории балетного т-ра происходило расширение границ Р., проявлявшееся в рамках конкретно-историч. направлений, имевших др. названия. От первых балетных интермедий эпохи Возрождения до постановок выдающихся балетмейстеров 20 в. шло развитие и накопление возможностей хореографич. иск-ва в отражении жизни, завоёвывались средства всё более тонкого, конкретного и дифференцированного воплощения человеческих чувств, обрисовки характеров, раскрытия действия. Новым этапом в развитии Р. стал сов. балет, где произошло слияние Р. с идеями социализма на основе правдивого отражения новой обществ, действительности (см. Социалистический реализм).

2) Конкретно-историч. направление в иск-ве 19 в., провозгласившее правду жизни основой своей творч. программы. Термин был выдвинут франц. лит. критиком Ю. Шанфлёри в 50-х гг. 19 в. и быстро распространился в применении к раз л. иск-вам в разных странах.

Если Р. в первом значении — общая черта разных конкретно-историч. течений и школ, то во втором значении он отличается от др. художеств, направлений, в частности от предшествующего ему романтизма, преодолевая ограниченность к-рого, он развился, а также от последующих натурализма и импрессионизма, знаменовавших кризис в развитии Р. Поскольку основой Р. 19 в. было критич. отношение к совр. бурж. действительности, его называли также критич. Р. Последний получил широкое развитие в лит-ре и изобразит, иск-ве, но не коснулся балета. Критика балетного иск-ва передовыми деятелями того времени (напр., М. Е. Салтыковым-Щедриным) велась именно с позиций критич. Р., до к-рого балетный т-р того времени, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, не мог подняться. Реалистич. тенденции в балете 19 в. не развились в целостное направление с законченной творч. программой, как это произошло в других видах иск-ва. Но в нач. 20 в. они частично выразились в творчестве М. М. Фокина (в сочетании с неоромантизмом и импрессионизмом) и А. А. Горского (в сочетании с академизмом).

Эти тенденции проявились в стремлении приблизить балет к жизни путём насыщения его правдивым драматич. действием, а также достичь бытовой, нац. и историч. конкретности и достоверности («Дон Кихот», 1910; «Дочь Гудулы», 1902; «Саламбо», 1910, в пост. Горского). В «Петрушке», пост. Фокиным (1911), отразилось, кроме того, и социально-критическое начало. Черты социального критицизма проявились также в отдельных произв. иск-ва 20 в. (напр., в балетах «Чудесный мандарин» и «Зелёный стол», где они переплетены с экспрессионизмом и символизмом). Критич. изображение бурж. действительности, художеств, разоблачение её пороков нашло выражение уже на новой основе социалистич. Р.

Литтература: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, М., 1962; Габович М., Душой исполненный полет, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и драма, Л., 1980; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Захаров Р., Записки балетмейстера. М., 1976.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Реализм в музыке

реклама

вам может быть интересно

Музыкальное образование Термины и понятия
Интонация Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Лейпциг музыкальный Национальные культуры
Литовская музыка Национальные культуры
Дивертисмент Музыкальные жанры
Attitude, аттитюд Балет и танец
Генерал-бас Термины и понятия
Сценарий в балете Балет и танец
Симфониетта Музыкальные жанры
Enchainement, аншенман Балет и танец
Лос-Анджелес музыкальный Национальные культуры
Натуральный звукоряд Термины и понятия

Реклама