Режиссура в балете

Категории словаря

Режиссура в балете — искусство создания единого, гармонически целостного спектакля с помощью творческой организации всех его элементов на основе замысла балетмейстера, руководящего работой всех участников постановки. Режиссура в балете не обособленная деятельность, она — одна из сторон работы балетмейстера, не только сочиняющего хореографический текст, но и дающего истолкование образов и добивающегося художеств, единства хореографии, драматургии, музыки, изобразит, решения, подчинённых идейной концепции спектакля. В балетном театре существует также режиссёр, ведущий спектакль (следит за порядком на сцене и за кулисами во время представления, за работой всей постановочной части и др.).

В дореволюционном театре режиссура в балете не имела большого значения. Её участие в создании спектакля возросло в сов. время в связи с повышением роли драматургии балета и обогащением балета достижениями драматич. т-ра. Сначала, когда балетмейстеры ещё недостаточно владели иск-вом Р. в балете, к постановке привлекались режиссёры драматич. т-ров. Так, В. И. Немирович-Данченко работал над пост. «Лебединого озера» с балетм. А. А. Горским, А. А. Дикий — «Красного мака» с балетм. Л. А. Лащилиным и В. Д. Тихомировым, С. Н. Радлов — «Эсмеральды» с А. Я. Вагановой, «Пламени Парижа» с В. И. Вайноненом, «Бахчисарайского фонтана» с Р. В. Захаровым, «Ромео и Джульетты» с Л. М. Лавровским, Н. В. Петров — «Сердца гор» с В. М. Чабукиани, Э. Каплан — «Золотого века» с Вайноненом, «Лауренсии» с В. М. Чабукиани, Б. М. Мордвинов — «Соперниц» с Н. С. Холфиным, И. М. Туманов — «Лолы» с В. П. Бурмейстером и др.

Участие драматич. режиссёров в развитии советского балетного т-ра содействовало развитию актёрского мастерства исполнителей и художеств, целостности балетов. Однако разобщение профессий балетмейстеров и режиссёра нередко вызывало недостаточное слияние драматич. и танцевального начал в спектакле. Одностороннее увлечение Р. в балете в ущерб богатству хореографии в 40-50-х гг. иногда тормозило развитие балетного иск-ва. В совр. балетном т-ре режиссёры драматич. т-ров к постановке привлекаются редко (реж. Ю. П. Любимов с балетм. О. М. Виноградовым — «Ярославна» Тищенко, 1974, Ленингр. Малый т-р). Р. в балете осуществляется, как правило, самим балетмейстером-постановщиком. Овладение иск-вом Р. в балете входит в число обязательных условий при подготовке балетмейстеров в вузах.

Литература: Марков П., Режиссура В л. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Война буффонов Опера, вокал, пение
Блокфлейта Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Комуз Национальные культуры
Шарманка Музыкальные инструменты
Древнееврейская музыка Национальные культуры
Хоруми Национальные культуры
Кондакарное пение Церковная музыка
Частушки Национальные культуры
Академия Термины и понятия
Партита Музыкальные жанры и формы
Токката Музыкальные жанры и формы
Запев Опера, вокал, пение

Реклама