Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

Шри-Ланкийский классический танец

С древнейших времён танец в Шри-Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и представлений древнего человека. Этот танец носил характер заклинания или мольбы о ниспослании удачи в к.-л. делах, излечении от болезней, благополучном исходе родов, избавлении от нависшей опасности и т. п. Исполняемый совр. проф. танцовщиками в традиц. костюмах и масках, этот танец существует как экзотич. зрелище для туристов, посещающих Шри-Ланку.

Второй — кандийский танец, который стал частью придворной жизни. Свободный от религ. и мифологич. сюжетов, он дал множество видов. Это были танцы, изображавшие разл. сценки повседневного дворцового быта, комич. происшествия, или танцы, имитирующие поведение животных и птиц. Танцы чередовались с песнями, прославлявшими могущество царей. Кандийский танец исполнялся также во время наиболее важных ежегодных буддийских храмовых церемоний, процессий великого праздника Перахеры. Осн. позиции кандийского танца: резко развёрнутые колени, пятки, соединённые таким образом, чтобы ступни образовывали прямую линию; характерный силуэт «алмаза», образуемый формой пространства между ногами танцовщика; слегка наклонённый вперёд корпус; определённые, условные движения кистей и пальцев рук. Кандийский танец исполняется босиком, под аккомпанемент ударных инструментов. Он носит мужественный и энергичный характер; танцуют его только мужчины. Костюмы отличаются особой пышностью. Искусство кандийского танца передаётся из поколения в поколение. Возрождение кандийского танца началось в 1930-40-х гг.

В совр. Шри-Ланке он культивируется при поддержке правительства. В 1944 пропагандист нац. танцев — Читрасена организовал балетную школу и труппу (с 1955 наз. «Балет Читрасены»), в её составе танцовщики — Ваджира, Лапая Гуру, Банду, Сена и др. В 1955 основана Национальная академия танца и была сформирована труппа Национальный балет Цейлона. Среди танцовщиков и педагогов известность получил Гуная.

Литература: Суриц Е.Я., Цейлонский балет, «Т», 1964, № 3, с. 143–46; Zoete В. de, Dance, and magic drama in Ceylon, L., [1957]; Bowers F., Theatre in the East; a survey of Asian dance and drama, N.Y., [1960].

B. M. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Шри-Ланки музыка

реклама

вам может быть интересно

Припев Опера, вокал, пение
Диатоническая гамма Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Осмогласие Церковная музыка
Виолончель Музыкальные инструменты
Allegro, аллегро Теория музыки
Виолы Музыкальные инструменты
Военная музыка Термины и понятия
Plie, плие Балет и танец
Обращение темы Теория музыки
Социалистический реализм Термины и понятия
Сюита в балете Балет и танец
Legato, легато Теория музыки

Реклама