Бандура (польск. bandura, первоисточник: греч. pandoura — трёхструнная цистра) — украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и способу звукоизвлечения Б. родственна рус. гуслям. Корпус неглубокий, деревянный, в старину долблёный, круглой, овальной, чаще грушевидной формы. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, в верхней правой её стороне имеется небольшой выступ для колков, называемый брямкой. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой с завитком или резным украшением. В старину корпус вместе с шейкой и головкой изготовляли из одного цельного куска дерева (ивы, ольхи или клёна). В разл. время и у разл. музыкантов Б. имела от 7–9 до 20–30 и более струн. Справа над декой натянуты короткие струны (приструнки), на к-рых исполняют мелодию; вдоль шейки проходят длинные басовые струны, служащие для сопровождения (бунты). Приструнки металлич., басовые — в прошлом жильные, позднее обвитые канителью. Строй старинных Б. — диатонический, современных — хроматический. При игре правой рукой защипывают приструнки, левой — бунты (за редким исключением к шейке их не прижимают). Поскольку в Б. старого образца использовались только открытые звуки, она перестраивалась в зависимости от звукоряда произведения. Чтобы извлечь более громкие звуки, к 2–4 пальцам правой руки прикрепляют особый плектр в виде кольца с пластинкой или напёрстка. Но и при этом Б. звучит мягко, приглушённо.
Существовали 3 школы игры на Б. — черниговская, харьковская и полтавская. Представители каждой из них по-особому держали инструмент на коленях (с бульшим или меньшим поворотом и наклоном к корпусу исполнителя), применяли различные способы защипывания приструнков и бунтов и частично варьировали настройку струн. В настоящее время пользуются почти исключительно т. н. киевским методом игры, в основе к-рого — метод черниговской школы: Б. держат в слегка наклонном положении, так чтобы плоскость деки была перпендикулярна корпусу, левой рукой защипывают бунты, правой — приструнки. Б. применяется главным образом для сопровождения пению.
Б. — один из старейших и самый любимый инструмент укр. народа. В прошлом пользовался распространением преимущественно в вост. р-нах Украины, ныне применяется по всей Украине. Предшественником Б. считается кобза (1). Наиболее ранние лит. сведения о Б. относятся к 15–16 вв., а изображения — к 18 в. Большой популярностью Б. пользовалась в Запорожской Сечи. Позже она становится неизменным спутником нищих-слепцов. Под аккомпанемент Б. кобзари, или бандуристы, пели укр. думы, разл. нар. песни. В сов. время Б. стала подлинно массовым инструментом. Получило распространение коллективное исполнительство на Б. — вок.-инстр. капеллы бандуристов. Разрабатываются усовершенствованные конструкции В. Так, В. П. Тузиченко и И. М. Скляром сконструированы оркестровые хроматич. Б. (прима, альт, бас, контрабас). Существуют Б. систем др. мастеров.
Диапазон оркестровых бандур
Черниговская фабрика муз. инструментов организовала массовое произ-во Б. конструкции Скляра. Для Б. создаются спец. произведения, обрабатываются нар. песни и танцы, образцы отечественной и зарубежной классики.
Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Украчнi, К., 1955; Хоткевич И., Музичнi iнструменти украiнського народу, X., 1930; Гуменюк A., Украiнськi народнi музичнi iнструменти, К., 1967.
Н. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.