итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, бас (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, бас (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комический бас (итал. basso buffo). Высокий бас бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматический - более сильный; диапазон лирического баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких басов характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий бас (в русском хоровом пении его называют «центральным») отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1).
В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) баса - Вотан («Валькирия»), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) баса - Зарастро («Волшебная флейта»), Осмин («Похищение из сераля» Моцарта), Фафнер («Зигфрид»), для комического баса - Бартоло («Севильский цирюльник»), Джероламо («Тайный брак» Чимарозы), Фарлаф.
Высокий и низкий басы образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к которым иногда присоединяются лирические басы). В русских хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Бас-баритон - см. Баритон.
2) Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
3) Бас цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас.
4) Музыкальные инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также народная виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко