Митрофан Петрович Беляев (10 (22) февраля 1836, Петербург — 22 декабря 1903 (4 января 1904), по другим данным, 28 декабря 1903 (10 января 1904), там же) — русский музыкальный деятель и нотоиздатель.
Получил домашнее музыкальное образование. Играл на альте, фортепиано, участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Беляев способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. на музыкальных вечерах в доме Беляева собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. «Беляевский кружок».
Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчество композиторов «Новой русской музыкальной школы», Беляев основал «Русские симфонические концерты» (1885) для пропаганды их сочинений. Любитель и знаток камерной музыки, он организовал также «Русские квартетные вечера» (1891).
С 1898 председатель Петербургского общества камерной музыки. Устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) на лучшее произведение камерного жанра (с 1892). Для поощрения русских композиторов учредил Глинкинские премии (1884). В 1885 основал издательство «М. П. Беляев в Лейпциге» (см. Издательства музыкальные), выпускавшее сочинения русских композиторов и ставшее одной из крупнейших русских издательских фирм (вокальные произведения издавались с переводами текстов на французский и немецкий языки). Деятельность Беляева носила художественно-просветительный характер и способствовала развитию отечественной музыкальной культуры.
Литература: Стасов В., Митрофан Петрович Беляев, «РМГ», 1895, No 2, стлб. 81–108 (к статье: Приложения и программы русских симфонических концертов и квартетных вечеров, там же, стлб. 109–30); (Некролог), «РМГ», 1904, No 1, стлб. 13; Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сборник очерков статей и воспоминаний, Париж, 1929; Письма В. В. Стасова к М. П. Беляеву, сост. В. А. Киселев, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962, с. 7–26; Вольман Б., Нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970.
Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Издатель-артист
В одном из писем В. В. Стасова Митрофану Петровичу Беляеву есть такие строки: «Однажды Репин мне вдруг говорит: „А какая славная фигура, какая красивость и значительность в этом Вашем Беляеве! Я часто рассматриваю его в концертах Дворянского собрания и все только больше и больше любуюсь. Вот бы кого я хотел написать!“ — „А что, и взаправду, — с живостью отвечал я, — хотите, я пойду и скажу ему?“ — „Пожалуйста, пожалуйста“, — отвечал Репин, и через несколько минут я пошел к месту, где сидела эта „могучая и красивая фигура“, — пошел и сказал: „Репин просит Вас позволить написать с Вас этюд-портрет — ему Ваша личность ужасно нравится и приятна!“ — Вы тотчас согласились, познакомились с ним, и дело пошло в ход».
Эта репинская работа находится в Русском музее. Там же хранятся портреты Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова. В таком соседстве есть глубокая закономерность. Просвещенный меценат многое сделал для этих своих друзей-композиторов, да и для процветания всей русской музыки конца прошлого — начала нынешнего века. Впрочем, сам Беляев не любил, когда его называли меценатом. «Желая платить свою дань родине, — говорил он, — я выбираю ту форму, которая мне более всего симпатична».
Все предвещало Беляеву блестящую коммерческую карьеру. Что было проще, чем пойти по стопам отца и продолжать его хорошо налаженное лесопромышленное дело? Так оно поначалу и складывалось. Но в 1884 году Митрофан Петрович решительно отошел от дел, и причиной тому были художественность его натуры, беззаветная любовь к искусству. Крутой поворот в жизненной судьбе коммерсанта не был неожиданностью для окружающих. Еще в детстве он овладел игрой на скрипке и фортепиано, а будучи студентом Петербургского реформатского училища, с увлечением музицировал в разных любительских кружках, играл в оркестрах и накопил солидную музыкальную эрудицию.
Окончательный перелом в устремлениях Беляева связан с непосредственным музыкальным впечатлением. Услышав в 1882 году Первую симфонию Глазунова, а затем его же «Увертюру на греческие темы», он решил безраздельно посвятить себя пропаганде и распространению отечественного искусства. С этой целью он определил для себя два рода деятельности. С 1885 года по его инициативе в Петербурге проходили «Русские симфонические концерты». Тогда же началась и издательская работа Беляева. И тут роль «катализатора» сыграло творчество Глазунова.
Композитор рассказывает: «Когда у меня накопились готовые произведения, а именно: симфония, квартет и фортепианная сюита на тему „S-a-s-c-h-а“, М. А. Балакирев нашел для них издателя в лице Хаванова, преемника фирмы Иогансена. Хаванов немедленно приступил к изданию квартета и сюиты. Но затем, истратив значительную сумму денег и не предвидя барыша, отказался от своего намерения продолжать дело издания моих произведений. Этим обстоятельством отчасти воспользовался Митрофан Петрович. Он задумал свое собственное издательское дело, перекупил у Хаванова мой квартет и сюиты и предложил мне свои услуги для дальнейших изданий. Таким образом, на мою долю выпала честь быть первым, получившим такое предложение. Несмотря на предостережение со стороны некоторых компетентных музыкальных деятелей, я без колебания дал Митрофану Петровичу свое согласие и передал ему право на первую „Увертюру на греческие темы“, которая и вошла в каталог фирмы „М. П. Беляев“ под первым номером, затем последовали Первая симфония и следующие мои сочинения».
Вскоре издательство получило уточненное название «М. П. Беляев в Лейпциге». Именно в этом немецком городе, старинном культурном центре, были сосредоточены технические ресурсы фирмы. Местная нотопечатня К. Г. Редера славилась по всей Европе. Однако все творческие вопросы решались в Петербурге, где была создана компетентная комиссия в составе Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова. Произведения этих крупнейших мастеров стали и фундаментом беляевской нотной продукции. Характерно в этом отношении признание Римского-Корсакова. «Ваше издательское дело, — писал он в 1890 году Беляеву, — с течением времени (хотите ли вы этого или не хотите) стало мне ужасно близко и дорого, как будто оно мое собственное».
В 1894 году Беляев познакомился со Скрябиным, и вскоре между ними установились приятельские отношения. Беляев оказывал молодому музыканту материальную поддержку, издал множество его сочинений. В каталоге беляевского нотного предприятия находим также имена Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Танеева и других известных композиторов. Здесь же был издан и фундаментальный труд Танеева «Подвижной контрапункт нотного письма». В поле зрения Беляева входили и произведения многих молодых авторов.
В 1904 году жизнь замечательного человека неожиданно оборвалась. Заглядывая в будущее, Беляев незадолго до кончины решил организовать попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов. Этим советом должны были руководить его верные друзья, с которыми он начинал свое дело, — Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов. К ним были обращены слова Митрофана Петровича: «Прошу вас убедительно принять на себя обязанности членов попечительного совета и вложить в это учреждение то направление в музыкальном искусстве, которого считаю вас лучшими представителями. Цель моего учреждения — поощрять русских композиторов на их тяжелом пути служения музыкальному искусству посредством премий, издания и исполнения их сочинений и устройством конкурсов». И еще долгое время беляевские начинания плодотворно служили пропаганде русской музыки, ее победному распространению по всему миру.
Прочтите: Б. Вольман. Русские нотные издания XIX — начала XX века. Л., 1970.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1986 г.