Альбан Берг. Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела»

Композитор
Год создания
1935
Жанр
Страна
Австрия
Альбан Берг / Alban Berg

Скрипичный концерт стал последним завершенным сочинением австрийского экспрессиониста Альбана Берга (1885–1935). Он возник по заказу американца Луи Краснера, в то же самое время заказавшего скрипичный концерт учителю Берга Арнольду Шёнбергу (и повторилась ситуация с «победившим учеником» и «побежденным учителем»).

Концерт Берга — одно из самых одухотворенных и поэтичных произведений ХХ столетия. Сделав шаг назад, к традиции, Берг балансировал на грани 12-тоновой и тональной музыки, не чурался чистых интервалов и гармоничных созвучий, ритмов лендлера и венского вальса, а во вторую часть концерта ввел баховский хорал «Es ist genug». Все это придало музыке яркую образность: композитор-авангардист позаботился о том, чтобы «перекинуть мостик» от новой музыки к обескураженной публике.

Концерт посвящен «памяти ангела» — когда Берг работал над ним, умерла 18-летняя дочь Альмы Малер и Вальтера Гропиуса. Но иногда в нем видят «двойной реквием», подразумевая, что Берга также посещали мысли о собственной близкой кончине.

А. Булычёва


Последнее крупное инструментальное произведение Альбана Берга возникло незадолго перед смертью компози­тора. Это двухчастный Скрипичный концерт, отно­сящийся к самым вдохновенным, но и самым трагическим стра­ницам музыки XX века. Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер (вдовы Густава Малера).

Первая часть, по замыслу Берга, должна вызывать в представлении слушателя поэтический образ прелестного юного создания. Она написана в форме, близкой к сонатной. В коде первой части у солирующей скрипки звучит простая мелодия каринтийской народной песни (Каринтия — область Австрии) в столь изысканной гармонизации, что почти невозможно ощутить ее народно-пе­сенную природу; это кульминационное лирическое откровение всей части.

Вторая часть, как и первая, распадается на два раздела (таким образом, двухчастный цикл приобретает черты четырехчастности). Первый ее раздел, учитывая импровизаци­онность его структуры, можно рассматривать как совместную каденцию солиста и оркестра – Берг опять вводит в форму классического концерта необычные элементы. В этом разделе воплощены страдания и муки обреченного юного существа, жестко и неумолимо звучит формула лейтритма

Второй раздел – кода – представляет собой хоральные ва­риации на тему хорала Баха «Es ist genug» из Кантаты № 60 («О Ewigkeit, du Donnerwort»). Здесь музыка с такой же силой, как в медленных финалах некоторых симфоний Малера, пере­дает особое просветленное и сосредоточенное состояние души при прощании с жизнью, только в более ярко выраженном ми­стическом плане: в последних тактах концерта нежнейшая ме­лодия солирующей скрипки словно возносится на небеса.

Серия Скрипичного концерта (пример 53) представляет собой ярко характерную последовательность звуков: восходя­щий терцовый ряд обрисовывает четыре разных трезвучия, два минорных и два мажорных, и замыкается характерным для Берга целотонным отрезком – из четырех звуков; с подобно­го же отрезка начинается мелодия хорала Баха «Es ist genug».

Наличие такого количества трезвучий указывает на творчес­кое использование додекафонной техники, на отход от орто­доксальной додекафонии. Додекафонная техника Берга вообще менее строга, чем у Шёнберга, поскольку эпизодически он на­рушает ее существенные правила – обязательность полного проведения серии или исключение из звуковысотной ткани эле­ментов, ничем не связанных с серией.

Скрипичный концерт, как и Камерный, является блестящим виртуозным произведением и одновременно еще чем-то боль­шим. Это проникновенный инструментальный реквием, ему свойствен глубоко интимный, часто приобретающий трагичес­кую окраску тон музыкального высказывания. Подобной трак­товки концертного жанра история музыки до Берга не знала.

Судьба Скрипичного концерта оказалась относительно счаст­ливой: он любим значительно более широким кругом слушателей, чем два предыдущих инструментальных произведения Берга (Камерный концерт для фортепиано, скрипки и тринадцати духовых инструментов и Лирическая сюита для струнного квартета), достоинства которых раскрываются прежде всего тон­ким ценителям.

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Характеристика творчества Берга

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама