Брамс. Вариации на тему Гайдна

Variationen über ein Thema von Jos. Haydn (B-dur), Op. 56

Композитор
Год создания
1873
Дата премьеры
02.11.1873
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Вариации на тему Йозефа Гайдна си-бемоль мажор (нем. Variationen über ein Thema von Jos. Haydn, в англоязычной литературе также Вариации Святого Антония, англ. Saint Anthony Variations) ― произведение, написанное Иоганнесом Брамсом в 1873 году. Существует в двух версиях: одна, наиболее популярная ― для оркестра (опус 56a), вторая ― для двух фортепиано (опус 56b).

Оркестровые вариации (опус 56a) написаны для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов , 2 фаготов, контрафагота, 4 валторн, 2 труб, литавр, треугольника и струнных.

Премьера оркестровой версии состоялась 2 ноября 1873 года в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением автора. Российская премьера Вариаций состоялась 2 ноября 1874 года, дирижировал Эдуард Направник.

Версия для двух фортепиано впервые прозвучала в Вене 10 февраля 1874 года в исполнении Мальвины фон Бенфельд и Габриэлы Браунер.

Начало 1872-х гг. в жизни Иоганнеса Брамса было богато событиями. В 1872 г. он пережил смерть отца, ставшую для него тяжелым ударом судьбы. Но летом того же года композитор получает приглашение возглавить хор и оркестр Общества любителей музыки. Занимая эту должность в течение трех последующих лет, Брамс представляет венской публике творения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, глубоко чтимых им, а также «Реквием» Луиджи Керубини, «Торжественную мессу» Людвига ван Бетховена. Исполняются его стараниями и произведения композиторов-романтиков: «Вальпургиева ночь» Феликса Мендельсона-Бартольди, «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, «Манфред» Роберта Шумана, а также фрагменты из Мессы ля-бемоль мажор Франца Шуберта, в то время еще не опубликованной. Менее решителен был Брамс в отношении своих собственных творений: его сочинения – в частности, «Немецкий реквием» – были исполнены только потому, что на этом настаивала дирекция. Были исполнены также «Песнь судьбы» и «Триумфальная песнь».

Дирижерская деятельность радовала Брамса возможностью общения с прекрасными музыкальными произведениями и хорошими исполнителями, но одновременно она оказалась плодотворной в отношении композиторского творчества. Еще в молодости Роберт Шуман предрек ему судьбу автора симфоний, но обращение к большому оркестру всё еще вызывало у него некоторую нерешительность и даже скованность. Работа в качестве дирижера помогла преодолеть эти препятствия. Не сразу Брамс решается на создание симфонии – этому предшествовало написание Вариаций на тему Гайдна.

Над этим произведением композитор работал летом 1873 г. в Тутцинге, расположенном недалеко от Мюнхена. Мелодия, которую использовал композитор в качестве темы для вариационного цикла, в строгом смысле не принадлежала самому Йозефу Гайдну: это был «Хорал святого Антония» – старинная песня паломников, которую Гайдн использовал во второй части Дивертисмента си-бемоль мажор, созданного в 1780-х гг. Австрийский музыковед Карл Фердинанд Поль – друг Иоганнеса Брамса – работал над биографией Гайдна, и благодаря ему Брамс в 1870 г. смог ознакомиться с рукописью Дивертисмента. Тема «Хорала святого Антония» привлекла его внимания, и он выписал мелодию, а позднее использовал ее.

Для Брамса Вариации на тему Гайдна не были первым вариационным циклом на чужую тему – двенадцатью годами раньше, в 1861 г., он создал фортепианные Вариации и фугу на тему Генделя. Но теперь приемы варьирования и построения цикла, которые были найдены и опробованы в том сочинении, предстояло применить в условиях оркестра. С этой задачей композитор справился блестяще: он применил обычный парный состав оркестра (с четырьмя валторнами и контрфаготом), однако ему удалось создать эффектную оркестровку.

Произведение представляет собою цикл из восьми вариаций. Подобно Вариациям на тему Генделя, в новом произведении Брамс сопоставил две музыкально-образные сферы – скерциозность и лирику, но каждая из них очерчена еще более ярко. Для этого композитор использует разнообразные средства – темповые, ритмические, ладогармонические.

Хотя Брамс использовал старинную мелодию, все-таки он познакомился он с нею не непосредственно – как с фольклорным образцом – а нашел ее в произведении Гайдна, поэтому в своем сочинении он подчеркнул характерные черты творческого облика этого композитора: остроумие, юмор, динамичное мотивное развитие. Такие черты сосредоточены в вариациях, относящихся к скерциозной сфере. Например, во второй вариации юмористический эффект создается контрастным сопоставлением мощного туттийного звучания и легкого пиццикато струнных на фоне выдержанных, однообразных секст у духовых инструментов, а шестая вариация насыщена танцевальными мотивами.

Иные средства использует Брамс в вариациях лирического плана. Одна из них выдержана в духе сицилианы – томная мелодия, излагаемая альтами, флейтами, а затем скрипками сближается с бытовой музыкой австрийской столицы. В других лирических вариациях используется контрапунктическое развитие, имитация звучания органа. Завершает вариационный цикл грандиозная пассакалья, по своему размаху не уступающая заключительной части Симфонии № 4 Бетховена.

Первое исполнение Вариаций на тему Гайдна состоялось в ноябре 1872 г. в рамках концерта Венской филармонии, дирижировал сам Иоганнес Брамс. В феврале следующего года произведение прозвучало в Лейпциге, а в скором времени – в Лондоне. Новое сочинение Гайдна имело большой успех. Особенно теплый прием ожидал Вариации в английской столице – публика пришла в такой восторг, что произведение пришлось исполнить на бис.

Создание Вариаций на тему Гайдна стало важным рубежом на творческом пути Иоганнеса Брамса. В 1874 г. он приступил к работе над Первой симфонией.

Симфоническое творчество Брамса
Фортепианное творчество Брамса

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама