
Заслуженный артист РСФСР (1949)
Годы учения Брюшкова — пора зарождения советской исполнительской культуры. Он был одним из тех, кто принимал эстафету из рук выдающихся мастеров отечественной музыки. Окончив в 1925 году Московскую консерваторию по классу К. А. Киппа, Брюшков затем совершенствовался в аспирантуре у К. Н. Игумнова. Это были первые шаги нового советского пианистического поколения. И дело вовсе не всегда шло так гладко, как нам кажется теперь. Основополагающие черты нового исполнительского стиля только складывались, и естественные противоречия роста, становления отразились в пианистической манере музыканта.
Юрий Брюшков дал свой первый концерт в Москве еще в 1924 году. Рецензенты тех лет (К. Корчмарев, К. Гримих и другие) единодушны в оценке выступлений Брюшкова. Они, как правило, отмечают его поэтическое дарование, красивую фразу, приятный звук и в то же время указывают на текстовые небрежности, стилевое однообразие, склонность к салонной сентиментальности, а в дальнейшем и на слабое обогащение репертуара. С годами пианист в значительной степени преодолевал эти недостатки и в конечном счете внес определенный вклад в развитие нашей пианистической школы и как концертант, и как педагог, и как общественный деятель.
На протяжении десятилетия (с 1920 года) он работал как пианист-концертмейстер Большого театра СССР, принимал участие в постановках многих классических опер, исполнял партию фортепиано и челесты в симфонических вечерах оркестра Большого театра. Одновременно Брюшков выступал и как солист. На первом Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве он был удостоен почетного диплома, и на протяжении последующих лет именно сочинения великого польского классика составляли фундамент его концертных программ. «После конкурса,— признавался артист,— „ощущение Шопена“ прошло через всю жизнь». Кроме того, он часто исполнял популярные сонаты Бетховена, пьесы Листа, Скрябина, Дебюсси, концерты Чайковского, Грига и других композиторов.
Русская классика наряду с Шопеном всегда сопровождала пианиста. Он охотно включал в свои программы малоизвестные сочинения Глинки, Чайковского, Рахманинова, Глазунова. Одна из учениц музыканта — Г. Вершинина вспоминает: «Его игре была свойственна тонкая лирика, в ней слышались интонации русской поэзии, угадывались элегичность, созерцательность, порой грусть… Естественность исполнения сочеталась у Брюшкова со сдержанностью выражения. Это был законченный тип романтика-лирика. Лишенная всякой аффектации, его игра создавала ощущение какого-то равномерного горения, радостного ровного света».
Важное место в жизни Брюшкова занимала педагогическая работа. В 1939–1941 годах он преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, затем (до 1948 года) в Московской консерватории. Два последних десятилетия он отдал Ленинградской консерватории, которую возглавлял в 1951—1961 годах. С 1957 года Брюшков носил звание профессора.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.