John Bull
Выдающийся английский композитор, автор замечательных произведений вокальной и инструментальной музыки, а также виртуоз в игре на клавишных инструментах Джон Булл родился осенью 1563 года в местечке Зомерсетшир в южной части Англии. С детства он отличался великолепным, необычным по тембру голосом и когда ему исполнилось десять лет, его определили в певческий хор собора городка Хорефорда. Но музыкально одаренного мальчика интересовало в это время не только пение.
Он постепенно освоил игру на органе и довольно скоро стал хорошо играть на этом инструменте. А еще через некоторое время Джон свободно импровизировал на нем, получая огромное от этого удовольствие. Другой инструмент привлекавший внимание юного музыканта был вёрджинел. Этот инструмент, созданный фламандскими мастерами, был очень популярен в Европе в то время и английские вёрджинелы изготовлялись по образцам, которые делались во Фландрии, в основном, в широко известной мастерской, принадлежавшей семье Рукерс. Вёрджинел представлял собой инструмент, имеющий прямоугольную форму, как у клавикорда, но со струнами, идущими параллельно клавиатуре, а его приятное, несколько глуховатое звучание, напоминало звуки клавесина. Так вот, Джон Булл, наряду с пением и игрой на органе, блестяще научился играть и на вёрджинеле. Впоследствии он стал одним из крупнейших представителей английской школы игры на этом инструменте.
А тогда, очевидные успехи талантливого молодого музыканта способствовали его довольно быстрой служебной карьере. В 1582 году девятнадцатилетний Джон Булл становится главным органистом собора в Хорефорде, а еще через год главным его хормейстером. Постоянное желание молодого музыканта к дальнейшему профессиональному совершенствованию, приводит его в оксфордский университет, и в 1586 году он получает здесь академическую степень бакалавра музыки. Имя Джона Булла становится широко известным в музыкальном мире и в том же году он становится членом Королевской музыкальной капеллы в Лондоне. Все складывается удачно в судьбе музыканта, но предъявляя высокие требования к своему искусству, Джон снова продолжает учиться и в 1592 году получает степень доктора в кембриджском университете. Только теперь музыкант посчитал свое образование законченным.
В 1596 году Джон Булл был приглашен в качестве профессора музыки в «Gresham College» в Лондоне. По тем временам это было очень престижным назначением. Десять лет прослужил здесь профессор, но, довольно неожиданно, у него возник конфликт с властями, и он вынужден был покинуть эту службу. Теперь Джон много путешествует, выполняя работу органного мастера и консультанта, вместе с этим не покидая поста королевского органиста.
Увлекательная, интересная и успешная работа способствовала и тому, что Джон Булл, кроме исполнительской деятельности, неустанно занимался композицией и писал много музыки в разных жанрах. Здесь он достиг больших успехов и неизменно вызывал зависть неудачников своим великолепными творческими сочинениями. В немалой степени это последнее обстоятельство сыграло свою роль и в том, что в 1613 году Джон Булл был внезапно, впрочем, и не без оснований, обвинен в прелюбодеянии и вынужден был спешно покинуть Англию, и бежать в Нидерланды. Законы Англии были бескомпромиссны и строги, и ему грозила смертная казнь. Сам композитор объяснял случившееся лишь политическими преследованиями.
Некоторое время Джон Булл служил в Брюсселе при дворе эрцгерцога Альберта, однако вскоре был вынужден подать в отставку, как это официально было объявлено, — по причинам дипломатического свойства. Но скорее всего, влияние английского происшествия сказалось и здесь.
В 1617 году кончились, наконец, частые перемены в жизни маэстро. Джон Булл обосновался в Нидерландах и занял место органиста в главном кафедральном соборе в Антверпене. Здесь он и оставался до самой своей смерти, последовавшей ранней весной 1628 года.
Джон Булл был превосходным органистом и талантливым, одаренным композитором. Он оставил много сочинений для органа и вёрджинела. Поспешное его бегство из Англии в 1613 году, привело к тому, что некоторая часть замечательной музыки композитора была утеряна. Утеряна навсегда. Сохранились лишь около ста двадцати канонов, величественных и строгих, и тринадцать простых и благозвучных антемов — хоровых произведений на религиозные тексты, которые заключали утренние и вечерние богослужения.
Но, следует сказать здесь, что именно те произведения, которым особенно был обязан композитор своей прижизненной славой, почти все дошли до нашего времени. Это многочисленные и разнообразные пьесы для клавишных инструментов. Причем, некоторые из них еще при жизни композитора были напечатаны в сборнике «Парфения», вышедшем в 1613 году.
Для вёрджинела Джон Булл сочинил богато орнаментированные характерные пьесы, а также множество вариаций и двухчастных циклов. Эти произведения, были чрезвычайно популярны у современников композитора и значительно превосходили сочинения других музыкантов в этом же жанре.
Неумолимое время порой безжалостно стирает из памяти многие события из жизни прошлых поколений. Так, почти ничего не известно о загадочных превратностях судьбы английского композитора Джона Булла.
С тех давних пор прошло немало лет, но до сегодняшнего дня ничего не прояснилось и по поводу авторства, сочиненного в ту давнюю пору, английского популярного народного гимна «God save the king». Его, как и тогда, сотни лет назад, приписывают известному английскому композитору Джону Буллу. Во всяком случае, строго обоснованного опровержения этому найти не удалось.
В. Каширников
Булл (Bull) Джон (ок. 1562, Сомерсетшир, Англия — 12 или 13 III 1628, Антверпен) — английский композитор, органист, клавесинист и педагог. Учился игре на органе в Королевской капелле у У. Блайтмена. С 1582 работал органистом Херефордского собора в Лондоне; с 1585 служил в Королевской капелле, с 1591 придворный органист, с 1596 профессор музыки Грешемского колледжа. В 1601 выступал как органист в Нидерландах, Франции и Германии. С 1614 жил в Бельгии, служил церковным органистом в Брюсселе, с 1617 — в Антверпене.
Один из виднейших контрапунктистов, Булл сыграл большую роль в развитии английской музыки для вёрджинела. Его пьесы для вёрджинела — фантазии, паваны, куранты, гальярды и др. танцы, отличающиеся самобытностью музыкального стиля, тонкой полифонической отделкой, виртуозностью, оказали влияние на творчество Я. Свелинка и С. Шейдта. Менее значительна его культовая музыка.
Г. М. Шнеерсон
Клавирное творчество Джона Булла →