О музыке быта заговорили тогда, когда то, что звучало в повседневности, в простых домах, перестало соприкасаться с тем, что можно было услышать в концерте или в театре. То есть, когда профессиональная светская музыка, выросшая из культуры бытового музицирования, оторвалась от своего корня и стала самостоятельной областью, для которой необходимы профессиональные исполнители, специальные концертные помещения, массовая аудитория и т. п.
Было бы ошибкой, однако, думать, что разрыв этот стал полным и окончательным. Ведь никто не запрещал исполнять профессиональную музыку дома или использовать в ней мелодии популярных песен и танцев. Это скорее можно сравнить с трещиной, которая постепенно расширяется. У И. С. Баха, например, наряду с его грандиозными произведениями, предназначенными для общественной культурной жизни, было написано множество сочинений, доступных для домашнего исполнения. Подобную музыку в изобилии писали Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Чайковский.
С конца прошлого века трещина увеличилась. Формы профессионального исполнительства, обучения, концертирования стали устойчивыми и самостоятельными. Такими же стали формы создания и распространения музыки популярной. Все меньше стало композиторов универсальных. Возник определенный антагонизм между этими сферами.
М. Г. Рыцарева