Кубинская музыка
О музыке коренных обитателей Кубы — индейцев гуанахатабибес, сибонейес и таинос — сохранились лишь свидетельства летописцев конкисты. Из их описаний известно, что главной формой коллективного песенно-танц. иск-ва индейцев были т.н. ареито, в к-рых органически сочетались музыка, пение и танец-пантомима. В эту муз.-поэтич. форму облекались историч. предания, сказы о героях и воен. подвигах, о важных событиях в жизни племени. У аборигенов Кубы были и др. песни и танцы, среди к-рых особенно многочисленными являлись военные и трудовые. Бытовали и разл. магич. песни-заклинания.
Гл. муз. инструментом индейцев таинос был горизонтальный, цилиндрич. формы барабан (наз. майоуакан, или майоуан), выдолбленный из ствола дерева. Вместо мембраны в его стенках прорезалось одно или неск. отверстий; он относился к тому же тину цельнодеревянных тамборов, что и тепонацтли мекс. индейцев или трокано парагвайских гуарани. Известны погремушки (маракас) из дерева или высушенной тыквы, большие морские раковины (гуамо), употреблявшиеся как воен. сигнальные трубы, а также тростниковые или костяные флейты простейшего типа (без отверстий). Ни на одном из этих инструментов нельзя было воспроизвести какую-либо мелодию.
Первыми проф. музыкантами были участники воен. оркестров, прибывшие на Кубу с отрядами конкистадоров — тамборерос (барабанщики), исполнители на больших рожках (корнета), кларнетах (сампонья) и флейтах (пифано) — типичных испан. инструментах 15–16 вв. Во 2-й пол. 16 в. в Сантьяго-де-Куба и Гаване (с 1553 — резиденция генерал-губернатора) существовали уличные оркестры. К кон. 16 в. появились ставшие вскоре очень популярными уличные театрализованные зрелища, сопровождавшиеся музыкой, — комедии с участием «гигантов», «мавров», «драконов» и др. Получили распространение светское музицирование, обучение танцам, пению и игре на муз. инструментах.
Постоянное внимание музыке уделяла церковь. Её служители основывали муз. школы, где обучали будущих церковников григорианскому пению. Большим знатоком церк. пения и искусным органистом был первый каноник кафедрального собора в Сантьяго М. Веласкес. В 1612 кафедральным стал собор в Гаване. Вскоре в столице открылся колледж св. Амбросия, где было введено муз. обучение.
Расцвет церк. музыки на Кубе относится ко 2-й пол. 18 в. и связан с творчеством выдающегося мастера хор. полифонии, крупнейшего композитора Америки того времени Э. Саласа-и-Кастро. Его обширное наследие включает мессы, литании, гимны, мотеты, реквием, а также хор. рождественские песни вильянсикос, тесно связанные с традициями нар. песенного творчества. Во мн. сочинениях Саласа-и-Кастро проявилось влияние композиторов неаполитанской школы — Ф. Дуранте, Д. Чимарозы, Дж. Б. Перголези. Преемником Саласа-и-Кастро в капелле Сантьяго стал композитор, педагог и муз. просветитель X. Парис. Гл. сферой его творчества была также культовая музыка.
Большую роль в развитии К. м. играли негры. Обладая высокой художеств. восприимчивостью, негры легко принимали и усваивали музыку той среды, в к-рой они оказывались. В своё исполнение они вносили специфич. элементы собств. художеств. традиций, поэтому испан. романсы, децимы, сегидильи в интерпретации негр. музыкантов существенно меняли свой облик, приобретая особый колорит, метр, ритм, структуру периодов, характер инстр. сопровождения.
Эстремадурский романс (15 в.)
«Сон Ma Теодоры» (16 в.)
В течение колониального периода развитие испан. и негр. фольклора шло в условиях постоянных контактов и взаимодействия. Это взаимодействие привело к возникновению новой, качественно иной культуры — афро-кубин. музыки. Наряду с афро-кубинской развивались так называемая креольская музыка, ведущая происхождение от старинной испанской и сохраняющаяся в среде крестьян-креолов, и чистая африканская музыка — языческие ритуалы Африки со всеми их атрибутами.
К началу последней четв. 18 в. гл. место в муз. жизни Кубы заняли театр и салоны аристократич. домов. В 1776 в Гаване открылся первый постоянный т-р «Колисео» (позже переименован в «Принсипаль»). Наряду с операми итал. композиторов (Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, позже — Дж. Россини, Г. Доницетти и В. Беллини) получают популярность испан. тонадильи. Появляются тонадильи и кубин. авторов. Любит. музицирование в кон. 18 в. перерастает в проф. конц. деятельность. Произв. Ф. Ж. Госсека, Э. Н. Мегюля, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена исполнялись на Кубе значительно раньше, чем в др. странах Америки. В 1814 в Гаване открылась муз. школа, в 1816 — муз. академия «Санта-Сесилия», положившие начало подготовке нац. кадров музыкантов.
Основоположниками нац. школы стали М. Саумель Робредо и И. Сервантес Каванаг. Саумель Робредо первым обратился к нац. сюжетам и фольклору. Славу «отца кубинской музыки» принесли ему контрдансы — фп. пьесы, осн. на ритмах и интонациях нар. музыки (хабанера, клаве, гуахира, криолья). Многие из ритмо-мелодич. формул, найденных Саумелем Робредо, впоследствии получили распространение не только в проф., но и в нар. музыке. И. Сервантес Каванаг — наиболее значит. кубин. композитор 19 в., пианист и педагог, продолжил начинания Саумеля Робредо. В творчестве Сервантеса Каванага гл. место занимают дансы для фп., отмеченные ярким нац. колоритом, мелодичностью, безупречным вкусом. В К. м. контрдансы Саумеля Робредо и дансы Сервантеса Каванага занимают такое же место, как мазурки Ф. Шопена в польской или польки Б. Сметаны в чеш. музыке. Они синтезировали достижения К. м. того времени и заложили основу её дальнейшего развития.
В сер. 19 в. сложилось романтич. направление в К. м., к-рое нашло наиболее полное выражение в творчестве Н. Р. Эспадеро, автора фп. пьес, написанных более в традициях общеевропейской, а не нац. музыки («Жалоба поэта», «Падающие листья», «Оссиан», «Воспоминания о далёком прошлом»; единств. исключение — «Песнь крестьянина», в к-рой заметен креольский колорит). Среди романтиков — X. М. Хименес, писавший романсы в традициях нем. Lied, С. Аристи (фп. соч.) и Г. Вильяте, автор неск. опер, в к-рых он подражал Дж. Мейерберу и ранним произв. Дж. Верди. Романтич. направление в К. м. явилось лишь отголоском европейского, менее др. направлений связанным с кубин. культурой.
Во 2-й пол. 19 в. важное место в К. м. заняло творчество Л. Фуэнтеса Матонса, писавшего сарсуэлы, симф. произв., струн. и фп. трио, марши для оркестра, фп., скр. и др. сочинения. Фуэнтес Матонс оставался верен классич. традиции и культивировал серьёзные жанры инстр. музыки; лучшее в его творчестве связано с обращением к нац. муз. языку.
К нач. 19 в. относится формирование кубин. театра-буфф. Его основоположники — Ф. Коваррубьяс, X. Агустин Мильян и Б. X. Креспо-и-Борбон. В театре-буфф сохранились осн. композиционные и драматургич. элементы испан. т-ра лёгких жанров — тонадилий, сарсуэл, интермедий, но испан. тематика и персонажи были заменены креольскими. С самого возникновения и в течение всей последующей эволюции театра-буфф в нём первостепенную роль играли нар. муз. жанры, а постоянный контакт с широкими массами делал его выразителем и проводником наиболее демократич., а иногда и революц. тенденций. Кубин. театр-буфф выдвинул талантливых композиторов, целиком или большей частью работавших в этом жанре: кроме названных выше, А. Медина, П. Карреньо, Р. Кабрера. Самый известный из них — X. Анкерман, мастер лёгкой музыки, автор многочисл. сарсуэл, а также хабанер, криолий, болеро, дансонов и румб.
Одновременно с расцветом театра нац. тонадилий и сарсуэл продолжал культивироваться жанр большой оперы. Самыми крупными его представителями были Э. Санчес де Фуэнтес и X. Маури Эстеве. Опера «Юмури» Санчеса де Фуэнтеса (1898) — первая кубин. опера на нац. сюжет. Созданная в традициях итал. лирич. оперы, она отличалась мелодич. богатством, ярким нац. колоритом муз. языка. Санчес де Фуэнтес написал ещё несколько опер, балет, кантаты, был мастером национальных песенных форм. Его хабанера «Ты» получила мировую известность (в т. ч. в России перед 1-й мировой войной 1914–18). Криолья «Прекрасная кубинка» и танго-криолья «Цветок Юмури» (из оперы «Юмури») стали образцами этих жанров. X. Маури Эстеве — автор оперы «Невольница» (пост. 1921), основанной на сюжете из кубин. жизни 19 в. Это произв. примечательно мастерским использованием песенно-танц. жанров негр. фольклора.
Период кон. 19 — нач. 20. вв. характеризуется заметной активизацией муз. жизни Кубы. Существовали Об-во классич. музыки (осн. 1866) в Гаване, Бетховенское об-во (осн. 1872) и Об-во камерной музыки (осн. 1888) в Сантьяго, консерватория в Гаване (осн. 1885). Энтузиаст-просветитель Г. Томас основал симф. оркестр в Гаване (1908) и вёл активную работу по распространению классич. и совр. европ. музыки. В 1923 П. Санхуан Нортес организовал в столице второй оркестр, пропагандировавший произв. М. де Фалья, К. Дебюсси, М. Равеля, композиторов «Могучей кучки», франц. «Шестёрки», И. Ф. Стравинского. Всё это стимулировало интерес к нац. художеств. ценностям, вызывало стремление по-новому осмыслить кубин. фольклор. Поэты, писатели, художники, композиторы обращались к негр. иск-ву и находили в нём богатый источник для творчества. Это течение получает назв. «афрокубанизм». В проф. музыке первыми его выразителями стали А. Рольдан и А. Г. Катурла. Все соч. Рольдана отмечены стихией афро-кубин. музыки: «Увертюра на кубинские темы» (1925), «Три маленькие поэмы» (1926), балеты «Ребамбарамба» (1928) и «Чудо Апакилье» (1929), написанные на сюжеты из пар. жизни, инстр. сюита «Ритмики» (1930), вокально-инстр. цикл «Мотивы сона» (1934) и др. Катурла, являясь единомышленником Рольдана, превосходил его по силе артистич. темперамента. Самое известное произв. Катурлы — «Румба» (1933). Образцом художеств. претворения нар. муз. стихии являются его симф. пьесы «Три кубинских танца» (1927), «Бембе» (1929), «Кубинская увертюра» (1938). Творчество Рольдана и Катурлы — высшее достижение К. м. 20 в. Среди их современников композиторы и педагоги: X. Равентос Местрес, основатель Муз. академии им. Эспадеро в Карденасе; С. Перес Сентенат, К. Борболья, X. Вальдес и П. Р. Кастельянос; Эл. Грене, А. Вильялон, А. Герра, Э. Лекуона, Эм. Грене, Л. Касас Ромеро, К. Дельфин, создавшие орк. и камерную музыку, а также лирич. песни, национальные по колориту.
К 1930-м гг. относится начало активной деятельности композитора, муз.-обществ. деятеля, педагога X. Ардеволя — автора миогочисл. произв., разнообразных по жанрам (балет, симфонии, концерты, квартеты, сонаты, камерные пьесы для разл. инстр. составов, кантаты, хоры, соч. для фп. и др.). Для его творчества характерно иберийское влияние, с нац. специфич. кубин. муз. атмосферой. Созданная Ардеволем вместе с неск. учениками «Группа музыкального обновления» (уч. семинар) сыграла прогрес. роль в развитии К. м.; её участники — мн. совр. кубин. композиторы: А. Леон — комп. и музыковед, работающий преим. в области афро-кубин. музыки; Э. Мартин — комп., придерживающийся креольской ориентации и традиц. направления; А. Граматхес, произв. к-рого ярко своеобразны, лапидарны, эмоционально сдержанны (особенно интересен его балет «Икар» для удар. инструментов; пост. в 1943 труппой под рук. А. Алонсо); X. Орбон — композитор с чётко выраженными европейскими, в первую очередь испан. тенденциями, автор преим. симф. и инстр. музыки; И. Гонсалес, в творчестве к-рого значит. место занимает вок. лирика.
Новый этап в истории развития К. м. начался с победой нар. Кубин. революции 1959. В числе первых мероприятий Революц. пр-ва в области муз. культуры — перестройка системы адм. учреждений и создание новых творч. коллективов с целью нести музыку в массы. Осн. гос. органы, направляющие муз. политику, — Генеральная дирекция музыки (входит в состав Нац. совета культуры) и Департамент музыки Нац. б-ки им. X. Марти. Их общая цель сформулирована в плане работ, составленном Генеральной дирекцией музыки: «… Всемерно поощрять национальную музыку как в плане её создания, так и в плане исполнения… Сделать достоянием народа лучшие образцы нашего музыкального наследия… нашу народную музыку, которая в течение многих лет оставалась оттеснённой на второй план "коммерческой" музыкальной продукцией…». Уже в 1959 был создан гос. Нац. симф. оркестр. В последующие годы организованы симф. оркестр Нац. т-ра (оперы и балета), камерный оркестр и струн. квартет при Нац. симф. оркестре, квартет им. А. Рольдана, духовой квинтет и другие инстр. ансамбли. Возникли небольшие оркестры в Сантьяго-де-Куба, Санта-Кларе, Матансасе, Камагуэе, Пинар-дель-Рио. В 1962 создан Нац. фольклорный ансамбль, в задачи к-рого входит не только исполнение фольклорных песен и танцев, но и собирание фольклорного материала. Кроме существовавших ранее проф. хоров, имеются Нац. хор (ныне Нац. полифонич. хор), хоры мадригалистов (в Гаване и в Сантьяго), «Орфеон», Хор Повстанч. армии, многочисл. самодеятельные хор. коллективы. Симф. и камерные оркестры, инстр. ансамбли, хоры и солисты гастролируют по всей стране. Крупнейшими событиями муз. жизни явились: фестиваль им. Э. Саласа, концерты из произв. А. Рольдана и А. Катурлы, фестиваль кубин. музыки, конц. выступления Нац. симф. оркестра в провинциях страны, фестиваль кубин. фольклорной музыки, фестиваль латиноамер. музыки с участием ведущих исполнителей и муз. деятелей Лат. Америки. Междунар. фестиваль песни протеста, Междунар. фестиваль популярной песни (устраивается ежегодно), цикл концертов-лекций «История кубинской песни», серия концертов для детей Гаваны и др.
Важная область муз.-просвет. работы — публикация и пропаганда соч. кубин. авторов — находится в ведении Департамента музыки Нац. б-ки им. X. Марти. Департамент музыки издаёт исследования музыковедов и фольклористов, популярные книги о музыке. Особое место в деятельности Департамента занимают регулярно устраиваемые тематич. концерты, лекции, выставки, муз. экспозиции, привлекающие широкую аудиторию.
Совр. проф. муз. творчество Кубы представляет собой многообразную по жанрам и формам (от симфонии и кантат до массовых песен) и довольно сложную художественно-стилистич. картину. Многое находится в стадии экспериментов. Поиски нового порой ограничиваются областью технич. приёмов. В 60-е — нач. 70-х гг. наряду с композиторами, придерживающимися традиц. направления, выдвинулось новое поколение авторов, ориентирующихся на авангардизм: X. Бланко (пишет гл. обр. алеаторич., конкретную и электронную музыку), К. Фариньяс (экспериментирует в сфере алеаторики), М. Дучесне Кусан (гл. дирижёр Нац. симф. оркестра, пропагандист крайнего авангардизма). В эту группу входит также комп. Л. Брауэр, работающий в разл. жанрах (от балета и музыки к фильмам до фп. миниатюр) и в самых разных стилях — от традиционного до алеаторического.
Плодотворно развивается на Кубе жанр массовой песни, продолжающий богатые традиции нац. кубин. песни. Наиболее известные представители: К. Пуэбла, Э. Саборит, Т. Кастельянос, М. А. Флорес, Р. Пратс, Н. Молинер, О. Пена.
В числе муз. уч. заведений Кубы: консерватория им. А. Рольдана, муз. отделение Нац. школы иск-в, Школа хорового пения и Школа повышения муз. мастерства в Гаване, консерватории в Марьянао и Гуанабакоа. Муз. школы имеются также во мн. главных городах провинций. Издаются журнал «Revista de mъsica» и информационный бюллетень «Musica». Статьи о музыке публикуются также в журналах «Uniуn», «Casa», «Gaceta de Cuba».
Среди музыкантов-исполнителей в 19 в. междунар. известность приобрели скрипачи X. Уайт и К. X. Д. Бриндис де Салас. В 20 в. наиболее известные исполнители: дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Манфугас, С. Родригес Карденас, Ньола Саиг, С. Тьелес, X. Гомес Лабранья, скрипачи Э. Тьелес, А. Рейес, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет, С. Моралес, Д. Карраль, гитаристы Х. Ортега, Л. Брауэр.
Литература: Алендер И., Музыкальная культура Кубы, в кн.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Карпентьер A., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Пичугин П., Классики кубинской музыки, «СМ», 1965, No 1; его же, Кубинская музыка, в сб.: Куба. 10 лет революции, М., 1968; его же, Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974.
П. А. Ахундов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.