
Дидро, Дени (фр. Denis Diderot; 5 X 1713, Лангр — 31 VII 1784, Париж) — французский философ-просветитель, писатель и теоретик искусства, глава энциклопедистов.
Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Основатель и руководитель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers», t. 1–35, 1751–1780), среди многообразных тем которой представлено и музыкальное инструментоведение (около 300 статей).
В философских, научных, критических работах Дидро осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с другими просветителями Дидро принимал участие в т. н. «войне буффонов» (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере).
Для Дидро музыка — самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Дидро, способна передавать «все явления природы и все страсти человека». Пение должно следовать естественному выражению страсти, брать пример в декламации, инструментальное сопровождение — усиливать выразительность пения. В подражании пению Дидро видел задачу инструментальной музыки.
Взгляды Дидро на музыку отражены в его публицистике и критике («Correspondance litteraire, philosophique et critique», t. 1–16, 1877–82), в сочинении «Беседы о „Побочном сыне“» (в кн.: «Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu», изд. 1757), в брошюре «Уведомление к VI тому» («Avertisment au tome VI», 1756), написанной в ответ на критику Ж. Ф. Рамо («Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии»), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762–79, впервые изд. в нем. пер. И. В. Гёте, 1805; заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа — племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Дидро выдвигает преимущественно проблематику оперного искусства.
Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Дидро («Письмо о слепых в назидание зрячим» — «La lettre sur les a veugles, а l’usage de ceux qui voient», 1749, где между прочим говорится о многоголосном сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Дидро) специальном теоретическом пособии для любителей музыки А. Бемецридера «Уроки игры на клавесине и принципы гармонии» («Lecons de clavecin et principes d’harmonie», 1771). В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Дидро «Об «Уроках игры на клавесине и принципах гармонии», вошедшая в «Корреспонденции Грима и Дидро») затрагиваются общие проблемы музыкальной эстетики; авторы приближаются к диалектическому пониманию явлений (например, взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий).
Дидро занимался также вопросами музыкальной акустики, чему посвящены многие страницы в «Записках на разные темы математики» («Memoires sur differents sujets de mathematique», 1748).
Сочинения: OEuvres completes, t. 1–20, P., 1875–77, переизд., N. Y., 1966; OEuvres, P., 1957; Correspondance, v. 1–9, P., 1955–63; рус. пер. — Собр. соч., т. 1–10, M.-Л., 1935–47; Об искусстве, т. 1–2, Л.-М., 1936; Племянник Рамо, М., 1956.
Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Адамян A., Статьи об искусстве, М., 1956; Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959 (гл. 8); Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961; Prod’homme J. G., Diderot et la musique, «ZIMG», 1914, No 7; Werner L., Diderot als Kunstphilosoph, Kцnigsberg, 1918; Gi11оt H., Denis Diderot. L’homme. Ses idees philosophiques, esthetiques et litteraires, P., 1937; Oliver A. R., Diderot uber Musik, «Beitrage zur Musikwissenschaft», 1965, No 2.
Б. C. Штейнпресс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.