Любитель, непрофессионал, поверхностно знающий дело, — таков несколько пренебрежительный оттенок, который носит итальянское слово dilettante. Оно применяется ко всем видам человеческой деятельности, которые требуют профессионального подхода, в том числе весьма широко и к музыке — к исполнению и сочинению.
Но как интересно в истории трансформируются понятия. Еще сто лет назад в русском обществе с пренебрежением относились не к дилетантской, а к профессиональной музыкальной деятельности. Не во всем, конечно, обществе, а с высоты аристократических представлений. Так, знаменитый австрийский пианист и композитор Теодор Делер, женившись на графине Е. Д. Шереметевой, вынужден был прекратить свои концертные выступления в России по указу Николая I. Это считалось ниже достоинства вельможной особы. Величайший профессионал Михаил Иванович Глинка скромно называл себя дилетантом, чтобы его композиторский труд не диссонировал с его дворянским происхождением. Однако уже во второй половине XIX века талант и профессионализм получили в обществе больший вес, чем титул, и понятие дилетант стало таким, каким мы его знаем сегодня.
М. Г. Рыцарева