Эдуард Элгар. Симфония No. 2

Композитор
Год создания
1911
Дата премьеры
24.05.1911
Жанр
Страна
Англия
Эдуард Уильям Элгар / Edward Elgar

«Страстное паломничество души», – так английский композитор Эдуард Элгар определил сущность своей Симфонии № 2 ми-бемоль мажор, Op. 63 (1909—1911). Это произведение стало для него последней завершенной симфонией, ведь к сочинению Третьей симфонии он приступил в 1933 г., и работа над нею была прервана смертью композитора.

Вторая симфония – плод многолетнего труда: первые эскизы к ней появились в 1903 г., и в письмах, относящихся к тому времени, Элгар упоминал о намерении посвятить ми-бемоль-мажорную симфонию своему другу, дирижеру Хансу Рихтеру. Однако впоследствии композитор отложил работу над нею ради других произведений – концертной увертюры «На юге», новой симфонии, завершенной раньше, чем ми-бемоль-мажорная, и ставшей Первой, а также Скрипичного концерта (некоторые музыкальные идеи, возникшие в процессе работы над последним и отвергнутые композитором, вошли позднее во Вторую симфонию).

Элгар вернулся к ней в 1910 г., когда скончался король Великобритании Эдуард VII, и завершил ее в феврале следующего года, посвятив памяти почившего монарха. Однако, учитывая, что замысел сочинения возник на несколько лет раньше, можно предполагать, что содержание ее было более глубоким и личностно значимым, чем стремление почтить память главы государства. Указывает на это и одно из писем Элгара, адресованное близкому другу: «Я записал свою душу в Концерте, Симфонии № 2 и Оде, и вы это знаете… в этих трех произведениях я показал себя», – утверждал композитор.

Очевидно, что Вторая симфония стала для Эдуарда Элгара одним из самых дорогих сердцу творений, в котором он выразил свои наиболее сокровенные мысли. Существует немало предположений относительно того, что в действительности могло стать источником вдохновения: горе, связанное со смертью друга композитора Альфреда Родевальда, романтическое чувство к Алисе Стюарт Уортли (впрочем, среди биографов композитора нет единства в вопросе о том, существовало ли это чувство – с уверенностью можно говорить только о дружбе и душевной близости). Сам композитор после завершения симфонии говорил, что она повествует о том, что произошло с ним в 1909–1910 гг. В это время он побывал в Венеции, посетил руины замка Тинтагиль в Корнуолле – не случайно в партитуре имеется пометка «Венеция и Тинтагиль». Но композитор начертал в партитуре еще и строфу из стихотворения Перси Биши Шелли, написанной поэтом незадолго до смерти:

«Ты умчался навсегда,
Счастья светлый дух!
Точно яркая звезда,
Вспыхнул и потух».

Элгар отмечал, что его симфония не иллюстрирует это стихотворение, но его стоит прочитать, чтобы приблизиться к настроению симфонии.

Как и в большинстве произведений Элгара, тематический материал симфонии слагается из кратких мотивов, которые последовательно развиваются, образуя множество тематических перекличек, для сочинения характерна тональная неопределенность, усиливающаяся благодаря активному использованию хроматизмов. Весьма интересная особенность симфонии заключается в многочисленных музыкальных аллюзиях на другие произведения. Например, и в первой части, и в финале появляется мотив, напоминающий об одной из частей оратории «Сны Геронтия» (одного из наиболее известных и успешных произведений Эдуарда Элгара), но некоторые моменты перекликаются с творениями других композиторов, в частности, с оперой Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (например, в отдельных мотивах первой части можно усмотреть сходство с песней Вальтера – возможно, это намек на стремление автора утвердить себя в качестве художника). Кроме того, возникают параллели с «Немецким реквиемом» Иоганнеса Брамса, а также с его Третьей симфонией (сходство с последней проявляется в циклическом возвращении тематического материала, а также в умиротворенном завершении обоих произведений).

Часть первая – Allegro vivace e nobilmente – наиболее продолжительная из четырех частей цикла. Она открывается энергичной мажорной темой, известной как «Дух восторга» («Spirit of Delight» из стихотворения Шелли), которая появляется несколько раз в дальнейшем развитии. Ее сменяет мягкая, песенная тема, излагаемая виолончелью.

До-минорная вторая часть – Larghetto – выдержана в характере похоронного марша. Элгар требовал здесь, чтобы струнные играли свои фигурации «как вздохи огромной толпы», а гобой вложил в свой «плач» все чувство, на какое способен.

Третья часть определена композитором как Рондо, но форма ее не вполне соответствует этому определению, в ней присутствуют черты и других форм (сонатной и сложной трехчастной с трио). Основная тема проистекает из того же мотива, что главная партия первой части.

Четвертая часть – Moderato e maestoso – имеет сонатную форму с ясными очертаниями. Открывается она главной партией, в которой каждый такт заканчивается решительным нисходящим скачком на квинту. Энергичная связующая партия приводит к новой теме. Большую часть разработки занимает фугато на материале связующей партии, в конце разработки появляется новый тематический материал лирического плана – эта тема подводит к репризе. В ней возвращается тема «Духа восторга» из первой части, и завершается симфония не громоподобным звучанием, а тихим умиротворением.

Симфония № 2 см-бемоль мажор впервые прозвучала в мае 1911 г. в рамках Лондонского музыкального фестиваля в концертном зале Куинс-холл, дирижировал сам Эдуард Элгар. Публика приняла ее без особого энтузиазма, но отзывы критиков были в целом положительными.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квинтет No. 1 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама