Piano Quartet No. 1, (c-moll), Op. 15
В 1922 году, оглядываясь на пройденный жизненный путь, Габриель Форе признавался, что до 1870 г. он и не мечтал о создании сонат или квартетов, ведь тогда у молодых композиторов не было надежд на исполнение подобных произведений. Ситуация изменилась в 1871 г., когда Камиль Сен-Санс создал Национальное музыкальное общество с целью представления публике сочинений молодых французских авторов. Тем не менее с областью камерно-инструментальной музыки Форе соприкоснулся лишь через несколько лет после создания этого общества.
В 1876 г. рождается Соната для скрипки и фортепиано № 1, а осенью того же года был задуман Фортепианный квартет № 1. Композитор писал его в течение следующего года, но продолжению работы воспрепятствовало печальное событие в личной жизни Форе: Марианна Виардо, в которую он уже давно был влюблен – и которая, казалось, наконец ответила взаимностью – терзала его сердце своей холодностью, а затем расторгла помолвку. Композитор тяжело переживал разрыв с невестой. Для того, чтобы оправиться от перенесенного душевного потрясения, потребовалось время, и только в 1879 г. Первый фортепианный квартет был завершен. Композитор посвятил это камерно-инструментальное сочинение скрипачу Юберу Леонару.
В Фортепианном квартете № 1 до минор проявилось влияние великих предшественников – Людвига ван Бетховена, Феликса Мендельсона-Бартольди, Роберта Шумана. В частности, следование бетховенским традициям проявляется в драматургическом плане произведения, соответствующего известному принципу Бетховена «от мрака к свету», но этот вечный конфликт трактован не столько в драматическом, сколько в лирическом ключе, хотя оттенок романтической героики тоже присутствует в Квартете, особенно в первой его части – Allegro molto moderato.
Вторая часть – Scherzo. Allegro vivo – захватывает изяществом скерцозного движения. Интересно соотношение инструментов, «меняющихся ролями»: струнные то аккомпанируют фортепиано на пиццикато, то ведут мелодию, передавая роялю функцию аккомпанемента.
В полной мере воплотился в этом сочинении замечательный мелодический дар Габриеля Форе, прекрасные мелодии Фортепианного квартета родственны его вокальным сочинением, особенно в третьей части – Adagio, поражающей сочетанием эмоциональной насыщенности и классической чистоты мелодических линий.
В финале – Allegro molto – основное значение приобретает ликующая тема, восторженный характер которой подчеркивается пунктирными ритмическими фигурами в мелодии и бурными арпеджио в фортепианной партии.
Премьера Фортепианного квартета № 1 до минор состоялась в феврале 1880 г. на одном из концертов Национального общества, партию фортепиано исполнил сам автор. Коллеги подвергли критике финал, и это побудило Габриеля Форе подвергнуть заключительную часть значительной переработке. Окончательная редакция до-минорного Фортепианного квартета была создана в 1883 г.