Violin Sonata No. 1(A-dur), Op. 13
В 1870-х гг. Габриель Форе часто бывал в салоне Полины Виардо, куда его ввел Камиль Сен-Санс, посвятивший знаменитой певице свою оперу «Самсон и Далила». Здесь Форе общался не только с музыкантами, но и с историком Эрнестом Ренаном, политическим деятелем Луи Бланом, писателями Гюставом Флобером, Жорж Санд, Иваном Сергеевичем Тургеневым, а также с дочерью Полины Виардо Марианной – той самой, в честь которой Тургенев дал имя героине своего последнего романа «Новь». Застенчивый молодой музыкант в течение четырех лет не решался признаться в своем чувстве. Атмосфера непринужденного веселья, царившего на «четвергах» в доме Виардо, располагала к творческому вдохновению. Форе посвятил певице «Баркаролу» и «Песню рыбака» – эти «венецианские песни» предвосхищают его баркаролы для фортепиано. Тогда же родились такие известные произведения Форе, как «Пробуждение» и «Тосканская серенада», и другие вокальные сочинения.
Об этом времени Габриель Форе впоследствии вспоминал как об одном из наиболее счастливых периодов своей жизни. Много лет спустя в письме к скрипачу Полю Виардо – сыну певицы – он признается: «Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью… Я сохранил… воспоминания о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева, дружбой всех твоих родных». К этому счастливому и плодотворному периоду относится создание Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано ля мажор, которую Габриель Форе посвятил Полю Виардо. Над этим произведением композитор работал летом 1876 г., которое он провел в местечке Сент-Адресс, расположенном в Нормандии (оно знаменито тем, что здесь в 1862 г. создал свои первые пленэрные картины Клод Моне).
Соната для скрипки и фортепиано № 1 ля мажор стала первым камерно-инструментальным шедевром эпохи, которая вошла в историю французской музыки как эпоха обновления. Характерные черты этого времени – синтез романтических и классических элементов, сочетание импровизационности и усложненного гармонического языка, идущих от романтической музыки, с принципами формообразования, характерными для бетховенского симфонизма. В сравнении с фортепианными произведениями Форе его камерно-инструментальные сочинения – в том числе и эта Соната – представляются более традиционными, однако новаторство композитора проявилось и здесь. Оно выражается в появлении такого приема, как «вкрадчивый контрапункт»: из нижних голосов гармонической фактуры «вырастают» новые темы. Это не только обогащает гомофонно-гармоническую фактуру полифоническими элементами, но и вносит новые черты в структуру формы. Благодаря «вкрадчивому контрапункту» музыкальная ткань произведения приобретает особую эмоциональную выразительность.
Первая часть – Allegro molto – начинается непосредственно с основной темы. Сочетание нежности и страстности в ней оправдывает то прозвище, которое дали композитору друзья – «французский Шуман», но постепенно мелодия приобретает совсем иные качества, становясь по-бетховенски энергичной и напористой. Этот контраст, изначально заложенный в основной теме, обостряется и углубляется в дальнейшем музыкальном развитии. Подобная двуплановость присутствует и в последующих частях, но выражается по-иному – в первую очередь, гармоническими средствами. Вторая часть – Andante – представляет собой нежную лирическую баркаролу, третья – Allegro vivo – искрометное скерцо. Кульминация раскрытия внутренне контрастного образа приходится на финал – Allegro quasi presto, в котором подводится итог предшествующему интонационному развитию.
Музыкальный язык скрипичной сонаты Форе оказался настолько необычным для своего времени, что ни один издатель не соглашался публиковать ее – даже Антуан Шудан, который весьма благосклонно относился к вокальным сочинениям композитора («Мою музыку находили сплошным гвалтом», – вспоминал Форе об этом времени много лет спустя). По совету скрипача Юбера Леонара, композитор предложил произведение лейпцигскому издательству Брейткопфа и Гертеля. Немецкие издатели были готовы опубликовать Сонату за свой счет при условии передачи ее в их собственность, и Форе согласился на эти условия.
Первое исполнение ля-мажорной сонаты состоялось в январе 1877 г. Произведение имело огромный успех. Особый восторг вызвало скерцо – настолько, что его пришлось исполнить на бис. Высоко оценил Сонату Камиль Сен-Санс. В посвященной ей статье, опубликованной в апреле 1877 г. в «Музыкальной газете», композитор отметил неожиданность ритмов, новизну формы и то «очарование, которое исходит от произведения в целом и побуждает… публику воспринимать самые непредвиденные вольности как вещи вполне естественные». По мнению Сен-Санса, Форе, создав Сонату № 1 для скрипки и фортепиано, «одним прыжком стал вровень с мастерами».