Фигурация

Категории словаря

лат. figuratio — образ, форма, образное изложение, от figuro — образовываю, формирую, изукрашиваю, расцвечиваю

Один из методов обработки музыкального материала, благодаря которому в произведении активизируется фактурное развитие (см. Фактура), Ф. — распространённый и действенный способ динамизации музыкальной ткани.

Различают три осн. вида Ф. Mелодич. Ф. в одногол. и полифонич. построениях муз. произв. предполагает вариантное преобразование мелодич. линии посредством опевания осн. звуков. В гомофонном складе этот вид Ф. проявляется в активизации голосов. В этом случае фигурац. звуки определяются по их отношению к основному и именуются проходящими, вспомогательными, задержаниями, предъёмами, камбиатами. Гармонич. Ф. - это последовательное перемещение по звукам, входящим в состав аккордов (очень часто используются и звуки, прилегающие к аккордовым). Rитмич. Ф. представляет собой ритмич. формулу, повторяющую звук или группу звуков и радикально не изменяющую муз. логику данного построения. Эти виды Ф. в муз. практике часто объединяются, образуя смешанные виды Ф., напр. ритмогармонические, мелодико-гармонические.

Ф. издавна применялись в муз. практике. На древнейших стадиях развития муз. иск-ва использовались разл. виды ф. - от фигурирования примитивных ритмич. схем и простейших опеваний ладовых устоев до сложных фигурац. построений - распевов. В средневековье Ф. применялись в григорианском хорале (юбиляции) и в произв. трубадуров, труверов и миннезингеров. Мастера полифонии использовали элементы Ф. (задержания, предъёмы и камбиаты), а также развёрнутые фигурац. построения в разработочных частях полифонич. форм (напр., в разработках и интермедиях фуг). Широко применялась Ф. в жанрах прелюдии, чаконы, фантазии, сарабанды. Образцы техники Ф. содержатся в византийской церк. музыке и в рус. хоровых произв. 15-18 вв. В эпоху генерал-баса Ф. получили большое распространение в практике органных и клавирных импровизаций, хотя теоретики генерал-баса в своих трактатах уделяли вопросам Ф. мало внимания и рекомендовали применять Ф. в одном из голосов лишь тогда, когда в другом мелодич. движение останавливается. В творчестве франц клавесинистов и англ. вёрджинелистов Ф. стали одним из гл. способов развития муз. материала в инстр. формах, где зачастую представляли собой расширение мелизматич. групп. В эпоху классицизма Ф. систематически использовались и в инстр. произв. (особенно в вариациях - как важнейший способ орнаментального варьирования), и в вок. (в оперных ариях и ансамблях) как в светской музыке, так и в церковной (в отд. частях месс, в России - в культовых произв. Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и др.). В творчестве композиторов-романтиков в связи с эволюцией ладового мышления Ф. часто насыщались хроматикой. В муз. иск-ве 20 в. Ф. применяются в разл. формах, зависящих от индивидуального стиля композитора, от конкретных художеств. задач.

Литература: Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925; Tюлин Ю., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927; его же, Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, кн. 1 - Музыкальная фактура, M., 1976, кн. 2 - Мелодическая фигурация, M., 1977; Рудольф Л., Гармония, Баку, 1938; Мазель Л., О мелодии, M., 1952; Карастоянов А., Полифоническая гармония, М., 1964; Успенский H., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts.., Bern, 1917, B., 1922 (рус. пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта.., M., 1931); Tосh E., Melodielehre, В., 1923 (рус. пер. - Tох Э., Учение о мелодии, M., 1928); Schmitz H.-P., Die Kunst der Verzierung im 18 Jahrhundert Instrumentale und vokale Musizierpraxis in Beispielen, Kassel, 1955; Ferand E., Die Improvisation in Beispielen aus neuen Jahrhunderten abendlandischer Musik Mit einer geschichtlichen Einfьhrung, Kцln, 1956; Szabolcsi B., A melуdia tцrtйnete Vazlatok a zenei stilus mъltjбbуl 2 kiadбs, Bdpst, 1957 (англ. пер. - A history of melody, N. Y., 1965); Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (Indianapolis), 1958; Ghominski J., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, Kr., 1958, Paccagnella E.,La formazione del languaggio musicale, pt. 1. Il canto gregoriano, Roma, 1961; Wellesz E., Melody construction in Byzantine chant, Belgrade - Ochride, 1961; Mendelsohn A., Melodia si arta оnvesmоntarn ei, Buc., 1963; Arnold R., The art of accompaniment from a thoroughbass, as practised m the XVII and XVIII centuries, v. 1-2, N. Y., 1965.

E. В. Герцман

реклама

вам может быть интересно

Церковная музыка Музыкальные жанры
Реквием Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Одноимённые тональности Термины и понятия
Импровизация музыкальная Термины и понятия
Параллелизм Термины и понятия
Разрешение Термины и понятия
Саксофон Музыкальные инструменты
Амфитеатр Термины и понятия
Сентиментализм Течения в искусстве
Алма-Ата музыкальная Национальные культуры
Квартоль Термины и понятия

Реклама