Форлана

Категории словаря

Форлана, фyрлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), — итальянский народный танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, например:

Название форланы объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; некоторые исследователи, основываясь на известном сходстве форланы с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Форлана была широко распространена в простонародной среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для форланы типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка форланы развивается из одного мотива, исступлённое звучание к-рого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы форланы относятся к 16 в. (Phalese, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда форлана больше напоминала аллеманду и пассамеццо:

Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса.

В 17 в. форлана сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. форлана становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра («Венецианский карнавал», «Галантная Европа») становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается форлана «а la Veneziane»). Форлана встречается также в опере П. А. Монсиньи «Алина, королева голкондская», в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др.

И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066).

Очень редко к форлане обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере «Джоконда», М. Равель в фп. сюите «Гробница Куперена»), хотя Унгарелли и называет её среди «живых» танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить форлану взамен «скандального» танго; она не увенчалась успехом.

Литература: Вlasis С, Manuel complet de la danse, P., 1830; Ungarelli G., Le vecchie-danze italiane, Roma, 1894; Casellati G., Trombini G., Forlana, Venezia, 1914; Сaссialuri A., La forlane, P., 1914; Lach R., Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Merian W., Der Tanz in den deutschen Tabulaturbuchern, Lpz., 1927; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., Le Forlane, «RM», 1940, t. 14; его же, The story of dance music, N. Y., 1947.

Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Манасчи Национальные культуры
Септоль Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Полигармония Теория музыки
Натуральный звукоряд Теория музыки
Индонезийская музыка Национальные культуры
Квинтон Музыкальные инструменты
Tours chaines, тур шене Балет и танец
Гармонизация Теория музыки
Фистула Опера, вокал, пение
Театральная музыка Термины и понятия
Музыкальность Термины и понятия

Реклама