Лео Морицевич Гинзбург

Дата рождения
12.04.1901
Дата смерти
01.11.1979
Профессия
Страна
СССР

Гинзбург Лео Морицевич (30 III (12 IV) 1901, Варшава — 1 XI 1979, Москва) — советский дирижёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).

В 1919 окончил музыкальную школу в Нижнем Новгороде по классу фортепиано, в 1928 — Московскую консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева и Н. С. Голованова. Теорию музыки изучал у Г. Л. Катуара, Г. Э. Конюса и Б. Л. Яворского. В 1929–31 стажировался у О. Клемперера и Г. Шерхена (Берлин). В 1924–43 выступал как дирижёр в Москве, Ленинграде и др. городах (первый исполнитель многих произведений советских композиторов, в т. ч. 13-й и 15-й симфоний Н. Я. Мясковского).

В 1945–48 гл. дирижёр Азербайджанской филармонии (Баку). В 1930–43 и с 1948 преподаёт в Московской консерватории (с 1939 профессор, в 1940–43 и в 1956–61 зав. кафедрой дирижирования). Среди его учеников — К. Д. Абдуллаев, И. Б. Гусман, B. П. Дубровский, В. Б. Дударова, К. К. Иванов, М. М. Малунцян, Д. Г. Китаенко, А. Н. Лазарев, А. Л. Стасевич, P. Ш. Мансуров и др. Автор очерков «На пути к теории» (СМ», 1972), статей и рецензий.

И. М. Марков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Рано началась артистическая деятельность Лео Гинзбурга. Обучаясь в фортепианном классе Нижегородского музыкального училища у Н. Полуэктовой (окончил в 1919 году), он стал участников оркестра нижегородского Союза оркестровых музыкантов, где играл на ударных инструментах, валторне и виолончели. На некоторое время Гинзбург, правда, «изменил» музыке и получил специальность инженера-химика в Московском высшем техническом училище (1922). Однако уже вскоре он окончательно понимает, в чем его настоящее призвание. Гинзбург поступает на дирижерский факультет Московской консерватории, занимается под руководством Н. Малько, К. Сараджева и Н. Голованова.

В марте 1928 года состоялся выпускной концерт молодого дирижера; под его управлением оркестр Большого театра исполнил Шестую симфонию Чайковского и «Петрушку» Стравинского. После зачисления в аспирантуру Гинзбург был командирован Наркомпросом, Большим театром и консерваторией в Германию для дальнейшего совершенствования. Там он окончил (1930) отделение радио и акустики Берлинской Высшей музыкальной школы, а в 1930—1931 гг. прошел дирижерский курс Г. Шерхена. После этого советский музыкант стажировался в берлинских оперных театрах у Л. Блеха и О. Клемперера.

Возвратившись на родину, Гинзбург начал активную самостоятельную творческую деятельность. С 1932 года он работает дирижером на Всесоюзном радио, а в 1940—1941 гг. — дирижером Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Гинзбург сыграл важную роль в распространении оркестровой культуры в нашей стране. В 30-е годы он организовал симфонические коллективы в Минске и Сталинграде, а после войны — в Баку и Хабаровске. Несколько лет (1945—1948) под его руководством работал симфонический оркестр Азербайджанской ССР. В 1944—1945 гг. Гинзбург принял также участие в организации Новосибирского театра оперы и балета и вел здесь многие спектакли. В послевоенный период он возглавлял Московский областной оркестр (1950—1954). Наконец, значительное место в исполнительской практике дирижера занимает гастрольная деятельность в подавляющем большинстве культурных центров страны.

«Исполнитель большого масштаба, особенно тяготеющий к крупным формам ораториального типа, блестящий знаток оркестра, Л. Гинзбург обладает необычайно острым чувством музыкальной формы, ярким темпераментом,— пишет его ученик К. Иванов. В обширном и разнообразном репертуаре дирижера широко представлено творчество русских классиков (Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов). Наиболее ярко дарование Л. Гинзбурга раскрылось в исполнении западных классических произведений (Моцарт, Бетховен и, особенно, Брамс). Видное место в его исполнительской деятельности занимает творчество советских композиторов. Ему принадлежат первые исполнения многих произведений советской музыки. Немало сил и времени уделяет Л. Гинзбург работе с молодыми авторами, чьи сочинения он исполняет». Под управлением Гинзбурга впервые прозвучали сочинения Н. Мясковского (Тринадцатая и Пятнадцатая симфонии), А. Хачатуряна (Концерт для фортепиано с оркестром), К. Караева (Вторая симфония), Д. Кабалевского и других.

Особо следует подчеркнуть заслуги профессора Л. Гинзбурга в воспитании дирижерской смены. В 1940 году он стал заведующим кафедрой дирижирования Московской консерватории. Среди его учеников — К. Иванов, М. Малунцян, В. Дударова, А. Стасевич, В. Дубровский, Ф. Мансуров, К. Абдуллаев, Г. Черкасов, А. Шерешевский, Д. Тюлин, В. Есипов и многие другие. Кроме того, у Гинзбурга учились молодые болгарские, румынские, вьетнамские, чешские дирижеры.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама