
Заслуженная артистка РСФСР (1962)
Первый послевоенный Всесоюзный конкурс (1945) познакомил слушателей с перспективными творческими дарованиями. Четвертую премию здесь завоевала Тамара Гусева, студентка Московской консерватории по классу Г. Г. Нейгауза. А в год окончания консерватории (1949) она приняла участие сразу в двух соревнованиях: после победы на Международном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (вместе с Е. Малининым) Гусева стала лауреатом Шопеновского конкурса в Варшаве (девятая премия). Затем она совершенствовалась у Л. Н. Оборина в аспирантуре (1950–1953).
С тех пор музыка Шопена находится, можно сказать, в центре репертуарных интересов пианистки, о чем говорят и ее монографические вечера, посвященные творчеству польского композитора. Хотя некоторые концерты Гусевой, а также звуковые решения артистки вызывали в специальной прессе критические замечания, ее трактовки многих произведений, и в том числе шопеновских пьес, квалифицировались как яркие, мужественные и поэтичные, отмечались лиричность ее игры, прекрасный вкус, артистичность. В 1959 году журнал «Советская музыка» писал: «У пианистки хорошая школа, она многое восприняла от своих учителей — Г. Нейгауза и Л. Оборина.
В настоящее время Т. Гусева — сформировавшийся музыкант, владеющий солидной техникой, убежденный в своей трактовке. У нее прекрасные исполнительские воля и выдержка». В артистическом активе пианистки — многие крупные произведения классической музыки, она часто обращается к творчеству русских композиторов («Времена года» Чайковского, 24 прелюдии Скрябина и др.), играет произведения С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. В 1959–1966 годах Гусева преподавала в Московской консерватории.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.