Хазы — род невм, применявшихся в ср.-век. армянском культовом певч. иск-ве, когда в монодии стали развиваться принципы формо- и ритмообразования, независимые от структуры словесных текстов. Сравнительное изучение разл. ср.-век. таблиц X. показывает, что число осн. знаков, внедрявшихся в практику постепенно, со временем увеличилось до сорока. В певч. рукописях, помимо основных, содержится также ок. 30 вспомогательных, изменённых и производных знаков. Хазовые знаки пения возникли в Армении под влиянием традиций палеовизантийского невменного письма; однако в этом общем русле была создана самобытная арм. нац. система записи, о чём свидетельствуют графич. начертания, наименования и взаимоотношения хазовых знаков. Применение хазового письма предполагало овладение системой гласов арм. Монодии — традиц. мелодич. моделей, мобильных структур, подлежащих варьированию. X. обозначали динамику и способы исполнения, членение и ритмич. схему мелодий, а также повышения и понижения голоса, тематич. попевки, начальные и заключит. формулы, мелизмы, юбиляции.
Наибольшие трудности при расшифровке представляют динамика и способы исполнения, связанные со ср.-век. приёмами акцентуации и звукоподачи. Членение мелодий осуществлялось гл. обр. с помощью знаков препинания арм. языка: в силлабических и кантиленных песнопениях — в соответствии с членением текста, а в широкораспевных — и независимо от текста.
Существуют 4 категории метрич. значений X.: краткий слог (половина метрич. единицы), средний слог (метрич. единица), долгий слог (равен сумме двух единиц) и большой слог (равен сумме четырёх, иногда и более единиц). Кроме того, в песнопения, содержащие широкие распевы, вводились «ложные слоги» — опорные моменты в вокализациях, к-рые имеют также значение особых метроритмич. структур.
X. разделяются на три осн. категории: 1) экфонетические знаки-акценты, указывающие на своеобразно акцентированные повышения и понижения голоса (тоничность системы); 2) графическое изображение хейрономических жестов (стенографичность системы); 3) своего рода муз. идеограммы, т. е. условные знаки, обозначающие относительно пространные мелодич. фразы (идеографичность).
Конкретное ладоинтонационное значение X. получают в зависимости от данного гласа (указываемого в начале песнопений), гласового контекста, от жанра песнопения и темпа, в к-ром оно исполняется. Хазовое письмо объединяет письменную систему с устной традицией мелодич. моделей (гласов). Система хазовых знаков пения, возникшая в 8–9 вв. предположительно по инициативе поэта-мелода и учёного Степаноса Сюнеци (второго), в Армении развивалась до 12 в., а с 12 в.- также в Киликийском арм. гос-ве. В Киликии технологию системы X. и исполнительского истолкования её знаков совершенствовали известные мастера ср.-век. арм. пения Нерсес Шнорали, Григор Хул (12 в.), Геворк Скевраци (13 в.) и др. Там окончательно сложились 3 осн. типа хазового письма, соответствующие речитации, силлабическим и кантиленным, а также богато орнаментированным песнопениям, полностью оформились хазовые певч. книги, главные из к-рых (кроме рукописных Евангелий, содержащих знаки речитации) — Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сб-ки мелизматич. песнопений).
Начиная с 15 в. хазовое письмо не развивалось и по мере разложения культуры феодальной Армении постепенно предано забвению. Отд. знатоки X. (копиисты-каллиграфы, мастера пения) жили в Армении вплоть до кон. 18 в., однако никто из них не пытался теоретически осмыслить знания, полученные чисто практическим путём. В конце 18 — нач. 19 вв. теоретик ср.-век. арм. музыки Г. Гапасакалян безуспешно стремился реформировать систему X., с тем чтобы ряд её знаков указывал точные интервальные отношения между звуками.
Во 2-м десятилетии 19 в., после глубокого кризиса системы хазовых знаков, А. Лимонджян разработал систему новоармянской нотописи (см. Армянская нотопись). Специалистам в области X. до сих пор неизвестно ни одно ср.-век. пособие, посвящённое принципам хазового письма. В кон. 19–20 вв. мн. европ. и арм. учёные исследовали хазовое письмо; среди них особое место принадлежит Комитасу. Во время 1-й мировой войны 1914–18 в числе др. работ Комитаса была утрачена и его монография, в к-рой рассматривались вопросы расшифровки X. Нек-рые случайно уцелевшие черновые записи и изданные статьи Комитаса, относящиеся к области хазоведения (арм. невмологии), представляют значит. ценность. Большая работа в области хазоведения, проведённая в Армении после установления Сов. власти, продолжается ныне в Матенадаране.
Литература: Гапасакалян Гр., Трактат о музыке, Константинополь, 1803 (на др.-арм. яз.); Тынтесян В., Характеристика песнопений св. церкви Армении, Константинополь, 1874, Истанбол, 1933 (на арм. яз.); Кюrегян И., Истолкование хазовых знаков пения Шаракана, «Базмавеп», Венеция, 1900, с. 460–62 (на арм. яз.); Комитас, Значение хазов Шаракноца, «Тачар», Константинополь, 1910, No 10 (на арм. яз.); его же, Армянская крестьянская музыка. Знаки просодии армянской церкви, Париж, 1938 (на арм. яз.); Тайян Г., Изучение армянских хазов специалистами, «Базмавеп», Венеция, 1933, с. 5–11 (на арм. яз.); Атаян Р., Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959 (на арм. яз.); Тагмизян Н., Совокупность основных хазов, «Вестник Матенадарана», Ер., 1969, No 9 (на арм. яз.); его же, Комитас и проблема расшифровки армянских хазов, «Историко-филологический журнал АН Арм. ССР», 1969, No 4 (на арм. яз.); его же, Из литературного наследия Комитаса, «СМ», 1969, No 10; его же, Размышления Комитаса о взаимоотношении знаков пунктуации и просодии, «Вестник общественных наук АН Арм. ССР», 1970, No 8 (на арм. яз.); его же, Опыт расшифровки простейших хазовых записей, «Историко-филологический журнал АН Арм. ССР», 1971, No2 (на арм. яз.); его же, Искусство хазового письма в его историческом развитии, «Вестник Матенадарана», 1977, No 12 (на арм. яз.); его же, Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977; его же, Материалы для сравнительного изучения армянского и русского духовного музыкального искусства средневековья, «Вестник Матенадарана», 1980, No 13 (на арм. яз.).
H. К. Тагмизян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.