Любой предмет, с помощью которого можно извлечь звук с точной высотой, — будь то хрустальный бокал, расческа, автомобильная сирена или стручок акации, — может оказаться музыкальным инструментом. Именно так, из наблюдений над свойствами предметов и развилась творческая работа людей, делающих музыкальные инструменты. Рог, тростник послужили основой духовых; натянутая жила и конский волос — струнных; натянутая кожа животного — ударных инструментов.
Чем более развита цивилизация, тем сложнее делаются инструменты. Орган, например, прошел путь от водяного (в древности) — до электрического. И в нашем технократическом XXI веке в роли музыкальных инструментов выступают уже компьютеры и другая электронная аппаратура, не имеющая пределов в разнообразии формирующегося ею звука.
Все традиционные (как народные, так и профессиональные инструменты) делятся на духовые, струнные и ударные. Четвертой группы нет. А если взять клавишные, которые, может быть, кто-то считает самостоятельной группой, то рассудите сами. В фортепиано нажатием клавиши приводится в движение молоточек, который ударяет о струны. Следовательно, фортепиано относится отчасти к ударным инструментам, отчасти — к струнным. Что же касается органа, то его клавиша приводит в движение клапан воздуховода. То же у баяна, фисгармонии и их разновидностей. Следовательно, этот разряд инструментов относится к духовой группе.
Все прочие инструменты — нетрадиционные. Это механические, устроенные таким образом, что они исполняют произведение без музыканта-исполнителя; электрические, в которых электроустройство усиливает собственный звук; электронные, синтезирующие звук (так называемый синусоидный тон) с помощью электронной аппаратуры: генераторов, фильтров, модулирующих устройств и т. д.
М. Г. Рыцарева