Борис Николаевич Лятошинский

Дата рождения
03.01.1894
Дата смерти
15.04.1968
Профессия
Страна
СССР
Борис Николаевич Лятошинский

С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые трудные времена своей страны, в самые горькие минуты собственной жизни он оставался искренним, мужественным художником. Лятошинский прежде всего композитор-симфонист. Для него симфонизм — способ жизни в музыке, принцип мышления во всех без исключения произведениях — от крупнейшего полотна до хоровой миниатюры или обработки народной песни.

Непростым был путь Лятошинского в искусстве. Потомственный интеллигент, он в 1918 г. закончил юридический факультет Киевского университета, год спустя — Киевскую консерваторию по классу композиции Р. Глиэра. Бурные годы первого десятилетия века отразились и на первых сочинениях молодого композитора, в которых уже ясно ощутимы его привязанности. Первый и Второй струнные квартеты, Первая симфония насыщены бурными романтическими порывами, изысканно-рафинированные музыкальные темы восходят к позднему Скрябину.

Огромно внимание к слову — поэзия М. Метерлинка, И. Бунина, И. Северянина, П. Шелли, К. Бальмонта, П. Верлена, О. Уайльда, старинных китайских поэтов воплотилась в столь же утонченных романсах с усложненной мелодикой, необыкновенным разнообразием гармонических и ритмических средств.

То же можно сказать и о фортепианных произведениях этого периода (Отражения, Соната), для которых характерны остроэкспрессивные образы, афористический лаконизм тем и максимально активное, драматически-действенное их развитие. Центральное сочинение — Первая симфония (1918), в ней ярко проявился полифонический дар, блестящее владение оркестровыми тембрами, масштабность замыслов.

В 1926 г. появляется Увертюра на четыре украинские темы, знаменующая начало нового периода, для которого характерно пристальное внимание к украинскому фольклору, проникновение в тайны народного мышления, в его историю, культуру (оперы «Золотой обруч» и «Полководец» («Щорс»); кантата «Заповiт» на ст. Т. Шевченко; отмеченные тончайшим лиризмом обработки украинских народных песен для голоса с фортепиано и для хора a cappella, в которые Лятошинский смело вводит сложные полифонические приемы, а также необычные для народной музыки, но чрезвычайно выразительные и органичные гармонии).

Опера «Золотой обруч» (по повести И. Франко) благодаря историческому сюжету из XIII в. давала возможность живописать и образы народа, и трагическую любовь, и фантастических персонажей. Столь же многообразен и музыкальный язык оперы со сложной системой лейтмотивов, непрерывным симфоническим развитием.

В годы войны вместе с Киевской консерваторией Лятошинский эвакуировался в Саратов, где в трудных условиях продолжалась напряженная работа. Композитор постоянно сотрудничал с редакцией радиостанции им. Т. Шевченко, которая транслировала свои передачи для жителей и партизан оккупированной территории Украины. В эти же годы созданы Украинский квинтет, Четвертый струнный квартет, Сюита для струнного квартета на украинские народные темы.

Послевоенные годы особенно интенсивны и плодотворны. В течение 20 лет Лятошинский создает прекрасные хоровые миниатюры: на ст. Т. Шевченко; циклы «Времена года» на ст. А. Пушкина, на ст. А. Фета, М. Рыльского, «Из прошлого».

Этапным сочинением стала Третья симфония, написанная в 1951 г. Первой редакции симфонии был предпослан эпиграф: «Мир победит войну». Ее основная тема — борьба добра и зла. После первого исполнения на пленуме Союза композиторов Украины симфония подверглась несправедливо резкой критике, типичной для того времени. Композитору пришлось переделать скерцо и финал. Но, к счастью, музыка осталась жива. По воплощению сложнейшей концепции, музыкальной мысли, драматургическому решению Третью симфонию Лятошинского можно поставить в один ряд с Седьмой симфонией Д. Шостаковича.

50-60-е гг. отмечены громадным интересом композитора к славянской культуре. В поисках единых корней, общности славян пристально изучается польский, сербский, хорватский, болгарский фольклор. Как итог появляются «Славянский концерт» для фортепиано с оркестром; 2 мазурки на польские темы для виолончели и фортепиано; романсы на ст. А. Мицкевича; симфонические поэмы «Гражина», «На берегах Вислы»; «Польская сюита», «Славянская увертюра», Пятая («Славянская») симфония, «Славянская сюита» для симфонического оркестра. Панславянизм Лятошинский трактует с высоких гуманистических позиций, как общность чувств и понимания мира.

Теми же идеалами руководствовался композитор в своей педагогической деятельности, воспитав не одно поколение украинских композиторов. Школа Лятошинского — это прежде всего выявление индивидуальности, уважение к иному мнению, свобода поиска. Потому столь непохожи друг на друга в своем творчестве его ученики — В. Сильвестров и Л. Грабовский, В. Годзяцкий и Н. Полоз, Е. Станкович и И. Шамо. Каждый из них, выбрав собственный путь, тем не менее в каждом своем сочинении остается верен главному завету Учителя — оставаться честным и бескомпромиссным гражданином, служителем нравственности и совести.

С. Фильштейн
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Лятошинский Борис Николаевич (22 XII 1894 (3 I 1895), Житомир — 15 IV 1968, Киев) — советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист УССР (1968). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952).

В 1918 окончил юридический факультет Киевского университета, в 1919 — Киевскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра (под руководством к-рого занимался теорией композиции с 1913). По окончании консерватории преподавал в ней (с 1935 профессор). В 1935–38 и 1941–44 вёл курс инструментовки одновременно и в Московской консерватории. Среди учеников Лятошинского многие известные советские музыканты — Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. Н. Денбский, К. А. Караев. С 1948 член правления Cоюза композиторов СССР.

Лятошинский — один из крупнейших советских композиторов, основоположников симфонической музыки на Украине; автор первой украинской симфонии (1918; исполнена под управлением Р. M. Глиэра в 1919, Киев) и камерно-инструментальных ансамблей. Его произведениям свойственны героическая устремлённость, острая конфликтность, драматичность коллизий, неизменно переплетающиеся с проникновенной лирикой. Музыка Лятошинского отличается ярким колоритом, глубоко эмоциональна и выразительна.

Многие произведения Лятошинского близки славянскому интонационному строю, что явилось также результатом восприятия традиций русской классики (углубившегося в период занятий у Р. М. Глиэра) и обращения композитора к творчеству различных славянских народов (например, опера «Золотой обруч», в к-рой Лятошинский впервые с такой широтой использовал и развил западно-украинские народные песенно-танцевальные мелодии, «Славянский концерт», «Славянская увертюра», произв., связанные с польской тематикой, — «Гражина» на сюжет А. Мицкевича, «На берегах Вислы», «Польская сюита»).

Стиль Лятошинского постепенно эволюционировал под воздействием творчества А. Н. Скрябина, отчётливо ощутимом, например, в 1-й симфонии. В 1-м фортепианном трио уже ярко проявилось своеобразие творческой индивидуальности композитора, его новаторство, выразившееся, в частности, в области гармонии: Лятошинский расширил функции всех ступеней лада и развил принципы переменности, свойственной музыкальному творчеству многих славянских народов.

Глубоко изучив самобытность этого творчества, он сочетал различные региональные черты славянской музыки, а в последних своих произведениях (в особенности в 5-й симфонии) создал как бы интонационный сплав всех этих черт, отличающийся органическим единством и цельностью. Это позволило Лятошинскому использовать новые средства выразительности, при помощи которых раскрывается эмоциональное богатство его музыки, неразрывно связанной по своему содержанию с современностью.

Значительное место в творчестве Лятошинского принадлежит хоровым произведениям, в т. ч. хорам a cappella на слова А. С. Пушкина («Времена года», «По небу крбдется луна», «Кто, волны, вас остановил» и др.) и Т. Г. Шевченко («Iз-за гаю сонце сходить», «Тече вода в сине море» и др.), а также многочисленным романсам.

Совместно с Л. Н. Ревуцким Лятошинский создал новую редакцию оперы Н. В. Лысенко «Тарас Бульба», а после смерти Р. М. Глиэра закончил (совместно с К. Г. Мострасом) и инструментовал его Концерт для скрипки с оркестром. В качестве дирижёра выступал преимущественно с исполнением своих произведений.

Сочинения:

оперы — Золотой обруч (по повести И. Франко «Захар Беркут», 1930, Укр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1970, Львов, Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), Щорс (Полководец, 1938, там же); 2 кантаты, в т. ч. Заповiт (1939); для оркестра — 5 симфоний (1918, 2-я ред. 1967; 1936, 2-я ред. 1940; 1951, 2-я ред. 1954; 1963, 1966 — Славянская), симфонические поэмы: Воссоединение (1949), Гражина (1955), На берегах Вислы (1958), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), сюиты: из музыки к фильму «Тарас Шевченко» (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1954), на слав. темы (1967), Фантастический марш (1920), Увертюра на 4 укр. нар. темы (1926), увертюра к опере «Полководец» («Щорс», изд. 1948), Славянская увертюра (1961); для фортепиано с оркестром — Славянский концерт (1953); для духового орк. — Торжественный марш (1931), 2 Походных марша (1932, 1936); камерно-инструментальные ансамбли — 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струн. квартетов (1915, 1922, 1928, 1943, 1944), Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945; Гос. пр. СССР, 1946); для фортепиано — 2 сонаты (1924, 1925), Отражения (7 пьес, 1925), баллада (1929), сюита (1942), 5 прелюдий (1943), концертный этюд (1965); для скр. и фп. — соната (1926), 3 пьесы на тадж. нар. темы (1932); для влч. и фп. — 2 мазурки на польские темы (1953); для альта и фп. — Ноктюрн, Скерцо (1963) и др.; хоры, романсы, музыка для драм. т-ра и кино, в т. ч. к фильму «Тарас Шевченко» (1951; Сталинская премия, 1952), обр. нар. песен.

Литература: Бэлза И. Ф., Б. Н. Лятошинский, М.-Л., 1947 (укр. пер. — Киiв, 1947); его же, Б. Н. Лятошинский, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; Запорожец Н., Б. Н. Лятошинский, М., 1960 (имеется нотогр. и лит.); Памяти Б. Н. Лятошинского, «СМ», 1969, No 2; Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б. Лятошинского, К., 1970; его же, Б. Н. Лятошинский, К., 1971, 1974; Belz a I., Ukrajinsky skladatel Boris Ljatosinskij, «Hudebni Rozhledy», 1957, No 19; его жe, Slovanske rysy tvorby Ljatosinskeho, в сб.: Svazky, vztahy, paralely, Brno, 1973; Straszynski О., Wspomnienie о Borysie Latoszynskim, «RMz», 1968, No 11.

И. Ф. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Леош Яначек Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Ноткер Заика Композиторы
Луи Антуан Дюпор Танцовщики
Александр Акимов Инструменталисты
Йоахим Кайзер Писатели
Стефания Лобачевская Музыковеды и театроведы

Реклама