Мендельсон. Струнный октет

String Octet (Es-dur), Op. 20

Композитор
Год создания
1825
Дата премьеры
30.01.1836
Жанр
Страна
Германия
Феликс Мендельсон-Бартольди / Felix Mendelssohn Bartholdy

Струнный октет ми-бемоль мажор создан юным композитором в 1825 г. Сочинение относится к раннему периоду творчества – Мендельсону в то время еще не исполнилось семнадцать лет, тем не менее, он был уже довольно опытным композитором, автором скрипичной сонаты, фуг и других весьма сложных произведений. Октет отличается цельностью формы, совершенством композиторской техники, яркостью мелодий. Создание Октета стала для Мендельсона весьма важным шагом в освоении возможностей струнных инструментов.

Струнный октет ми-бемоль мажор удостоился высокой оценки со стороны Людвига Шпора – скрипача-виртуоза и композитора, создававшего произведения для такого же состава. Это юношеское сочинение Мендельсона являет собою своеобразный «мост» между камерным и симфоническим творчеством композитора Автор указывает, что это ансамблевое сочинение следует исполнять «в симфоническом стиле», подчеркивая динамические контрасты и очень точно различая нюансы. Тем не менее, произведение все-таки остается ансамблевым: композитор очень тонко ощущает особенности каждого инструмента – все партии индивидуальны и самостоятельны, инструменты поочередно выходят на первый план, противопоставляясь остальным исполнителям (и это привносит в Октет некоторые черты инструментального концерта).

Главная партия первой части поражает широтой мелодического диапазона – она разворачивается на две с половиной октавы. Мелодические «волны», вздымающиеся на фоне беспокойного движения в средних голосах, создают образ, исполненный драматизма. Побочная партия подчеркнуто проста, близка по складу к народным песням.

Элегическое Andante, насыщенное песенными интонациями, поражает свободой вариантного развития тем.

Источником вдохновения при создании третьей части – скерцо – послужила «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте. По свидетельству Фанни Мендельсон, сестры композитора, автор утверждал, что все скерцо должно исполняться на стаккато и pp. Тема, «порхающая» на пиццикато, кажется предвосхищением «Сна в летнюю ночь».

В финале сочетаются приемы полифонического развития и сонатность. К трем темам, представленным в экспозиции, в процессе развития добавляются еще две (это перекликается с финалом моцартовской симфонии «Юпитер»), а в кульминации возникает основная тема третьей части, что вполне соответствует общему скерцозному характеру тематизма финала.

Камерно-инструментальное творчество Мендельсона

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Баллады Фортепианные
Аренский. Фортепианное трио No. 1 (ре минор) Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Октет 12.01.2011 в 12:25

рекомендуем

смотрите также

Реклама