Метнер. Сонаты для фортепиано

Композитор
Жанр
Страна
Россия
Николай Карлович Метнер

Список сочинений Метнера

Главную роль в фортепианном творчестве Метнера играют сонаты – в начале ХХ столетия никто из русских композиторов не уделил столько внимания этому жанру (в этом плане с Метнером можно сопоставить только Александра Николаевича Скрябина). Композитор создал четырнадцать сонат. Все они отличаются психологической углубленностью, но их образный строй разнообразен. У Метнера есть сонаты лирические (Op. 11, представляющий собой цикл из трех сонат), драматические (Соната ми минор Op. 25), лирико-эпические («Соната-сказка»). В большинстве случаев он не следует традиционной трактовке сонатного цикла – только наиболее ранняя из его сонат (Соната фа минор Op. 5) представляет собой классический четырехчастный цикл – но даже в этом случае вторая, третья и четвертая части звучат без перерыва, будучи соединены двенадцатитактовыми связками.

В других сонатах Метнера количество частей меньше, а многочисленные тематические и лейтмотивные связи придают цельность циклу, который композитор трактует весьма свободно. Из четырнадцати сонат, созданных Метнером, девять являются одночастными – как известно, по тому же пути пошел Скрябин, но черты классической структуры у Метнера сохранены в большей степени. В других случаях цикл может состоять из двух сонатных аллегро, но и в пределах этой формы возможны различные новшества, в частности, при повторном проведении экспозиционного раздела в побочной партии могут появляться новые темы. Интенсивное тематическое развитие у Метнера начинается уже в экспозиции, а разработка приобретает значение лишь продолжения, одного из этапов этого процесса. Такая ориентация на непрерывность развития приводит к особой трактовке не только экспозиции и разработки, но и репризы: отказ от возвращения в основную тональность, контрапунктическое совмещение тем экспозиции и другие приемы динамизации репризы, которые превращают этот раздел формы в продолжение тематического развития.

Многие сонаты Метнера имеют программные заглавия: «Грозовая соната», «Трагическая соната», «Соната-воспоминание». Программные произведения сонатного жанра создавались и иными композиторами, однако примечательной чертой наследия Метнера является наличие сонат с жанровыми обозначениями – «Соната-Элегия», «Соната-баллада». Заглавия – жанровые или программные – зачастую имеют и части сонат, например, первая часть «Сонаты-идиллии» называется «Пастораль», а первая и третья части «Романтической сонаты» – соответственно «Романс» и «Размышление».

Вторым – после первой Сонаты фа минор – опытом композитора в данном жанре стала Сонатная триада, созданная в 1904-1907 гг. Произведение создавалось под впечатлением «Трилогии страсти» Иоганна Вольфганга Гёте, состоящей из трех стихотворений: «К Вертеру», «Элегия» и «Умиротворение». Три сонаты, составляющие цикл, абсолютно самостоятельны, тематических связей между ними нет, но в совокупности они являют собою подобие традиционного цикла, где масштабная, драматически насыщенная первая соната занимает место сонатного аллегро, лиричная, лаконичная вторая «Соната-Элегия» выполняет функцию части медленной, а третья становится финалом. В принципах тематического развития можно усмотреть проявление известного философского принципа «тезис-антитезис-синтез»: в открывающей цикл сонате главенствует побочная, во второй – главная, в третьей они находятся в равновесии. Материал трех сонат вырастает из интонационного зерна, в качестве такового в первой сонате выступает кварта, во второй – секунда, в третьей – терция.

Соната соль минор являет образец стиля композитора зрелого периода творчества. Будучи одночастной, она представляет собой развернутое многотемное сонатное аллегро с относительно самостоятельным эпизодом в разработке. В данном произведении использован тематический материал задуманной, но не реализованной композитором скрипичной сонаты. Если в предшествующем произведении – триаде – господствовали лирические образы, то это произведение исполнено драматизма.

В «Сонате-балладе» три части цикла объединяются общей линией развития музыкального материала. Произведение не имеет программы, но, по свидетельству современников, близко общавшихся с Метнером, композитор мыслил ее содержание как борьбу светлого и темного начал, разворачивающуюся в душе человека. Главную роль в сонате играет неторопливая балладная тема. Будучи величавой и умиротворенной в экспозиции, она в дальнейшем приобретает взволнованность, дробится на выразительные мотивы в разработке и лишь на краткий миг возникает в репризе. Последующие части связаны интонационным единством: вторая часть – Интермеццо – представляет собой вариационный цикл, итогом которого становится финал, написанный в форме фуги.

В последующих сонатах Метнера большую роль играет импровизационность, которая проявляется не только в разработке и коде, но и в экспозиции «Сонаты-Идиллии» или репризе «Грозовой сонаты». В поздних сонатах, созданных за границей, появляются песенные темы, интонационно связанные с русским фольклором. Одновременно проявляются характерные черты музыки ХХ века, в частности, свободные соотношения тональностей. Поздние сонаты отличаются особенно крупным масштабом, что помешало им стать широко репертуарными.

Фортепианное творчество Метнера

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама