«Молодая Польша» (пол. Młoda Polska) — творческое объединение композиторов, образовавшееся в Варшаве на рубеже 19–20 вв. В составе «Молодой Польши» были молодые композиторы, главным образом ученики профессора Варшавской консерватории З. Носковского, активно поддерживавшего все их начинания. Крупнейшими представителями этой группы были М. Карлович, К. Шимановский, Л. Ружицкий, Г. Фительберг.
Название было выбрано по аналогии с объединением литераторов, образовавшимся несколько ранее. Группа не имела чётких организационных форм, объединяющими были лишь общие идейные установки членов «Молодой Польши». Участники «Молодой Польши» стремились к утверждению и развитию самобытного национального искусства путём преодоления влияния академизма 19 в., обновления стиля и техники композиции на основе национальных, в первую очередь шопеновских, традиций и использования новейших достижений европейской музыки.
Значительное воздействие на направление творчества членов «Молодой Польши» оказали сочинения композиторов русской классической школы, в особенности А. Н. Скрябина. В начальный период существования «Молодой Польши» во многом ориентировалась на поздний немецкий романтизм (Р. Штраус, X. Вольф, М. Регер), французский импрессионизм, а также на творчество Р. Вагнера и Ф. Листа.
Представители «Молодой Польши» активно обращались к разработке национального фольклора. Просуществовав до нач. 1-й мировой войны 1914–18, «Молодая Польша» стала важнейшим фактором развития польской музыки 20 в., внесла основополагающий вклад в становление польского симфонизма, обогатила нац. музыку рядом новых для неё жанров (симфоническая поэма) и приёмов (декламационный вокальный стиль, обновление гармонии и оркестровки). Непосредственным результатом деятельности «Молодой Польши» было основание издательства «Общества польской музыки», способствовавшего пропаганде национального искусства.
M. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.