Неаполитанская оперная школа

Неаполитанская оперная школа — итальянская оперная школа, сложившаяся к началу 18 века. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой — композитор А. Скарлатти.

Неаполитанская оперная школа, возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итальянской оперы 17 в. в области композиторского творчества и исполнительства.

Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итальянской оперы-сериа и позднее — жанр оперы-буффа, которые получили распространение в других музыкальных центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы.

Неаполитанская опера-сериа характеризовалась преобладанием музыкальных закономерностей над словесными. В её рамках откристаллизовались типичные формы оперной арии (особенно da capo), итальянской оперной увертюры, типы речитатива — т. н. сухого (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированного (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере.

Со временем в Неаполитанской оперной школе всё большую роль приобретают кантиленное пение (бельканто) и внешне блестящее виртуозное пение, позволяющие певцам демонстрировать свои вокальные возможности (иногда вопреки замыслу композитора).

В неаполитанской опере-сериа преобладали античные мифологические и легендарно-исторические сюжеты, но наряду с ними встречались комедийные. Однако в трактовке любых сюжетов неаполитанцы, постепенно отказываясь от передачи исторического колорита или деталей фабулы, сосредоточили внимание на воплощении человеческих чувств в определённых ситуациях: возвышенной любви, благородной скорби, воинственного порыва, мучений ревности, идиллической созерцательности и т. п.

В результате длительного исторического отбора характерных интонаций и различных приёмов выразительности эти эмоции получали в опере типическое выражение, вне зависимости от конкретного сюжета. Отсюда возникла возможность перестановок арий из одной оперы в другую и такие явления, как пастиччо (т. е. сборные спектакли из отрывков различных опер).

Яркие образцы неаполитанской оперы-сериа создали в 18 в. А. Скарлатти, Л. Винчи, Н. Порпора, Л. Лео, Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др. Значительное влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Неаполитанской оперной школе примыкал И. А. Хассе. Среди либреттистов выделяются крупные итальянские поэты и драматурги А. Дзено и П. Метастазио. На либретто Метастазио («Артаксеркс», «Покинутая Дидона» и др.) в 18 в. писали многие неаполитанские композиторы, причём на одно и то же либретто создавались десятки опер.

К 30-м гг. 18 века недостатки неаполитанской оперы-сериа были не только замечены современниками, но вызвали сатирические памфлеты и пародии. Оперу называли «концертом в костюмах» из-за засилия певцов, особенно певцов-кастратов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художественное правдоподобие изображаемых персонажей. К середине 18 века наиболее вдумчивые композиторы пытались преодолеть создавшуюся традицию и пересмотреть музыкальную концепцию оперы, но до реформы К. В. Глюка (началась в 1762) это положение в целом не было поколеблено.

К концу 18 в. облик неаполитанской оперы постепенно изменился, т. к. её представители (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло и др.), работая также в жанре оперы-буффа, использовали достижения оперы-буффа в жанре оперы-сериа.

Опера-буффа сложилась в Неаполе в 30-е гг. 18 в., когда из комических интермедий в опере-сериа и из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперные произведения шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Одним из первых представителей нового жанра стал Дж. Перголези, в музыке которого проявились яркие буффонные черты («Служанка-госпожа», 1733). Позднее в творчестве Пиччинни опера-буффа приобрела сентименталистский оттенок.

Композиторы следующего поколения — Паизиелло, Д. Чимароза — расширили круг образов оперы-буффа как комического жанра с элементами лирической драмы, сказки, фарса, экзотики и т. п. В их творчестве по существу трудно уловить сугубо неаполитанские черты, оно носило скорее общеитальянский характер. Это относится в известной степени ко всей Неаполитанской оперной школе конца 18 в.: приобретая общеевропейское распространение и влияя на композиторов других стран, она представляет итальянскую оперу вообще.

Литература: Ливанова Т.Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М. — Л., 1940, с. 238–47; Florimo P., La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii…, v. 1–4, Napoli, 1880–82; Rolland R., L’Opera au XVII siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire… fondateur A. Lavignac, v. 1, P., 1913 (рус. пер. — в кн.: Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии М., 1931, с. 72–86); Scherillo M., L’Opera buffa napoli tana durante il Settecento, Roma, 1918; Kreizschmar H. Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — История оперы, Л., 1925, с. 206–38); Borren Ch. Van der, A. Scarlatti et l’esthetique de l’opera napolitain, P.-Brux., 1921; Della Corte A., L’opera comica italiana nel Settecento, v. 1–2, Bari, 1923; Tintori G., L’Opera napoletana, Mil., 1958; Hucke H., Die neapolitanische Tradition in der Oper des 18. Jahrhunderts, Kongressbericht International Gesellschaft fur Musikwissenschaft, N. Y., 1961.

T. H. Ливанова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Балет в опере Опера, вокал, пение
Пифагоров строй Термины и понятия

Главы из книг

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Виолы Музыкальные инструменты
Реперкуссия Теория музыки
Маком Национальные культуры
Нагара Музыкальные инструменты
Градуал Церковная музыка
Разработка Теория музыки
Зона (музыка) Теория музыки
Литания Церковная музыка
Сарабанда Музыкальные жанры и формы

Реклама