Евгений Евгеньевич Нестеренко

Дата рождения
08.01.1938
Дата смерти
20.03.2021
Профессия
Тип голоса
бас
Страна
Россия, СССР
Евгений Евгеньевич Нестеренко / Фото: © РИА Новости, Владимир Вяткин

Евгений Евгеньевич Нестеренко (8 января 1938 — 20 марта 2021) — русский советский оперный и камерный певец (бас), педагог, публицист. Солист Большого театра (1971—2002). Герой Социалистического Труда (1988), народный артист СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1982). Каммерзенгер Австрии (1992).

Евгений Нестеренко — это истинный символ русской оперы во всем ее торжестве и мощи. Собственно, его судьба и творчество — это и есть подтверждение абсолютного величия отечественного искусства. Той высочайшей планки, которую задавала русская оперная сцена, сочетавшая в себе не только потрясающее вокальное мастерство, но и актерский драматизм.

Бас выполняет всегда одну из самых сложных функций в спектакле: это, как правило, глубокие характерные роли, наполненные гаммой самых сложных, порой противоречивых чувств. Зачастую именно бас исполняет центральные мужские партии умудренных опытом героев, от которых, собственно, и зависит судьба всей сюжетной линии. Так что совершенно не удивительно, что драматический талант у обладателей баса ценится невероятно высоко.

Когда-то высочайшая планка басового мастерства была установлена великим Шаляпиным, но Нестеренко по достоинству причисляли к продолжателям дела великого артиста. Помимо потрясающих вокальных данных, у Евгения Евгеньевича была фантастическая дикция — и это позволяло ему с точностью схватывать тонкости обертонов многих иностранных языков. Он с легкостью брался за партии не только на родном русском и традиционном для оперы итальянском, но и на других языках — английском, немецком и даже венгерском!

Евгений Нестеренко прошел две ключевые театральные школы: ленинградскую и московскую — выступая сперва на сцене Михайловского (тогда — Малого оперного), а потом и Мариинского (тогда — Кировского) театров. А потом долгие годы блистал на сцене Большого. Собственно, именно там он и исполнил свои ключевые роли, которые, на наше счастье, оказались запечатлены: в 70-е и 80-е годы активно снимали фильмы-оперы, а также телеверсии ключевых театральных постановок, и творчество Нестеренко таким образом оказалось достаточно подробно задокументировано.

Актерское дарование позволяло ему с легкостью браться за самые сложные именно в драматическом отношении партии. Блистательный Иван Сусанин, партию которого Нестеренко исполнял в обеих версиях — и в традиционном советском прочтении, и в восстановленной «Жизни за царя». И «Князь Игорь» Бородина, где Нестеренко в разные годы исполнял и заглавную партию, и роль хана Кончака, которая по внутреннему насыщению чуть ли не затмевает Игоря. Ну и, конечно же, Борис Годунов — исполнение этой партии Нестеренко считается чуть ли не эталонным. Да он и сам чрезвычайно любил эту роль, многократно к ней возвращаясь, и даже на собственном юбилейном вечере в честь 75-летия исполнил четвертый акт из оперы Мусоргского.

Он активно гастролировал и солировал на самых престижных мировых сценах от Метрополитен-опера до Ковент-Гардена. А в прославленной Ла Скала исполнил с десяток ролей в операх, которые редко ставились у нас, — как, например, «Разбойники» Верди или «Царь Эдип» Стравинского. Но все свое творчество Евгений Евгеньевич при этом постоянно связывал именно с русской сценой, со ставшим для него родным Большим театром.

В какой-то мере он следовал заветам Шаляпина, не замыкаясь в рамках оперного искусства, и с легкостью брался за иной музыкальный материал: народные песни, духовную музыку. Этот материал он не только исполнял, но и активно записывал, дискография Нестеренко невероятно многогранна и обширна.

Он активно преподавал. Собственно, наставничество, сохранение традиций русской оперной школы стало еще одной его творческой целью и, возможно, самой ценной. Блистать на сцене, оставить след в искусстве — это необычайно важно, но передать свое мастерство ученикам — едва ли не важней. И его наследие — это не только сотни сыгранных ролей и десятки пластинок в дискографии, это еще статьи и книги об оперном мастерстве. И конечно же, ученики, в каждом из которых — след его невероятного таланта и фантастического труда.

Он поддерживал огонь русской оперной школы, он передал его другим — и это лишь подтверждает тезис о бессмертии истинного искусства и постоянстве творческой памяти.

Павел Сурков


Нестеренко в роли Бориса Годунова. Автор фото — Георгий Соловьев

Родился 8 января 1938 года в Москве. В 1965 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. М. Луканина). В 1963—1967 годах — солист Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), в 1967—1971 — Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), в 1971—2002 — Большого театра.

Евгений Нестеренко исполнил более 50 ведущих партий в операх, в том числе 21 на языке оригинала. Исполнитель сольных концертных программ русской и зарубежной музыки: романсов и песен, арий из опер, ораторий и кантат, песен советских композиторов, церковных песнопений и др.

Записал около семидесяти пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи, в том числе более двадцати опер (полностью), множество арий, романсов, русских народных песен.

С 1966 гастролировал за рубежом (ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Египет, Великобритания, Италия, Швеция, Франция, ФРГ, США, Швейцария, Япония, Аргентина, Финляндия, Испания, Бразилия). Выступал на лучших сценах мира: «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия), «Ковент-Гарден» (Великобритания), «Колон» (Аргентина), «Лисео» (Испания), Немецкая государственная опера (Берлин, Германия), Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия), Гамбургская государственная опера (Германия), Будапештская опера (Венгрия), Варшавский Большой театр (Польша), Венская государственная опера (Австрия), Опера Сан-Франциско (США) и многих других. Участник оперных фестивалей в Савонлинне (Финляндия, 1982), «Арена ди Верона» (Италия, 1978, 1985, 1989, 1991), в Брегенце (Австрия, 1986), в Оранже (Франция, 1990).

В 1976 году, в честь двухсотлетия Большого театра и за большие заслуги, был удостоен звания народного артиста СССР, минуя звание народного артиста РСФСР. Такое награждение случалось крайне редко, что говорит об исключительности мастерства и таланта певца.

Евгений Нестеренко — первый исполнитель многих песен Г. В. Свиридова, Сюиты для баса и фортепиано на стихи Микеланджело, «4 стихотворений капитана Лебядкина», «Пяти романсов на слова из журнала „Крокодил“», «Предисловия к полному собранию моих сочинений», версии для камерного оркестра «Песен на слова английских поэтов» Д. Д. Шостаковича, вокального цикла «Надписи» и баллады «Орёл» Ш. Р. Чалаева. Певец активно пропагандировал камерное творчество русских и советских композиторов, малоизвестное зарубежной публике, во время своих гастролей.

Педагогическую деятельность начал в Ленинградской консерватории (1967—1968, 1969—1972). Преподавал в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных; 1972—1974). В Московской консерватории им. П. И. Чайковского вёл класс и был заведующим кафедрой сольного пения (1975—1993, профессор — с 1981). Преподавал в Венском университете музыки и исполнительского искусства (1993—2003).

Автор более чем двухсот публикаций — книг, статей, интервью. Под редакцией певца вышла инструктивная книга его педагога В. М. Луканина «Обучение и воспитание молодого певца» (Л., «Музыка», 1977). Автор книг «Размышления о профессии» (М., «Искусство», 1985) и «Записки русского баса» (М., Фонд Евгения Нестеренко, 2011).

В последние годы Евгений Нестеренко жил преимущественно в Вене. Скончался там же 20 марта 2021 года на 84-м году жизни.


Награды:

• 1965 г. — IV премия III Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.
• 1967 г. — II премия III Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии.
• 1970 г. — I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
• 1973 г. — удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР».
• 1976 г. — удостоен звания «Народный артист СССР».
• 1980 г. — Орден Трудового Красного Знамени.
• 1981 г. — медаль «Золотой Виотти» (Италия) «как одному из величайших Борисов всех времен».
• 1982 г. — Ленинская премия за исполнение партий Ивана Сусанина в Большом театре, Бориса Годунова в театре «Эстония» и концертные программы.
• 1986 г. — приз имени Джованни Дзенателло (Италия) за исполнение заглавной партии в опере «Аттила» Дж. Верди.
• 1988 г. — Герой Социалистического Труда.
• 1988 г. — Орден Ленина.
• 1992 г. — приз имени Вильгельма Фуртвенглера (Германия), врученный ему «как одному из величайших басов столетия».
• 1992 г. — звание Каммерзингера (Австрия).
• 1994 г. — награда Международного союза музыкальных деятелей «Жар-птица».
• 2001 г. — премия Casta Diva в номинации «Кавалер оперы».

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама