В Мариинском театре впервые прозвучит «Триптих» Пуччини

Джакомо Пуччини

17 апреля в Мариинском театре впервые прозвучит "Триптих" Джакомо Пуччини. Как сообщает пресс-служба театра, премьера осуществлена постановщиками, работавшими над оперой Моцарта "Так поступают все": Вальтер Ле Моли (режиссер), Тициано Санти (художник), Джованна Аванци (художник по костюмам), Клаудио Колоретти (художник по свету). Музыкальный руководитель спектакля и дирижер - главный приглашенный дирижер театра Джанандреа Нозеда.

Идея показать в один вечер три оперы, контрастные по тематике и настроению, родилась у Пуччини в 1900 году. Тогда в основе размышлений композитора лежала "Божественная комедия" Данте. Но в ходе работы первоначальный замысел изменился. На протяжении нескольких лет Пуччини был в безуспешных поисках литературного материала. В поле его интересов попал и модный тогда Д'Анунцио, и менее известные драматурги. Но не один из вариантов не удовлетворял композитора. Наконец, после ряда неудачных попыток найти надежного литератора Пуччини обратился к Джузеппе Адами, тот написал либретто к "Плащу", но работа над другими операми не двигалась. Тогда Пуччини порекомендовали Джаваккино Фарзано. На его пьесу "Сестра Анжелика" написана вторая часть оперы. В августе 1917 года Форзано представил сценарий для последней, третьей, части "Триптиха". 3 февраля 1918 года была закончена опера "Джанни Скикки", которую некоторые современники поставили в один ряд с "Фальстафом" Верди. Премьера планировалась в Риме, но война помешала осуществить планы композитора, и "Триптих" впервые прозвучал на сцене Метрополитен Опера. Композитора не было на премьера, из рецензий он узнал об огромном успехе "Джанни Скикки", и о сдержанном приеме "Плаща" и "Сестры Анжелики". Последовавшие за этой, европейские постановки оперы положения не изменили - зрители рукоплескали "Джанни Скикки" и не принимали двух других частей. Однако Пуччини был непреклонен и категорически протестовал против того, чтобы оперы исполнялись по отдельности. Но после смерти композитора театры чаще всего обращались к заключительной части "Триптиха" - опере "Джанни Скикки".

На российской сцене ставились лишь первая и третья части оперы Пуччини. Впервые в России на сцене Мариинского театра "Триптих" будет представлен полностью.

Режиссер Вальтер Ле Моли об опере: "Пуччини писал "Триптих" в 1916, 1917 и 1918 году, когда шла Первая мировая война. Война, изменившая и литературу, и музыку, и живопись. Это ощущается в опере. Пуччини создает свои произведения на современные либретто. Стилистика "Плаща" близка Стриндбергу, Чехову, времени, когда закончилась эпоха героев. Пуччини использует здесь необычную кинематографическую технику, монтаж эпизодов. "Сестра Анжелика" распадается на импрессионистические вспышки, так что теряется ощущение реальности. Опера столь же кинематографична, как "Плащ". "Джанни Скикки" вопреки напрашивающимся сопоставлениям с оперой-буффа, совсем не смешное и очень жестокое произведение. "Триптих" отражает тогдашний горький взгляд Пуччини на жизнь. Взгляд уже не мечтателя, как было в "Богеме". Все пронизано ощущением, что в человеческих жизнях, взглядах что-то преломилось и мир уже никогда не будет таким, каким был когда-то, до войны".

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама