
Этот пианист окончил Московскую консерваторию в 1958 год по классу Г. Г. Нейгауза. Однако в творческом становлении музыканта, пожалуй, не меньшую роль сыграло общение в конце 1950-х годов с В. В. Софроницким, когда Никонович был научным сотрудником Музея имени Скрябина (с 1956 по 1960 гг.). После смерти Софроницкого его младший коллега сделал чрезвычайно много, чтобы восстановить и систематизировать фононаследие выдающегося мастера советского пианизма.
Радиопередачи, подготовленные им, завоевали широкую популярность, и именно тогда любители музыки впервые узнали имя Никоновича. Примерно тогда же началась и концертная деятельность артиста по линии Москонцерта и Филармонии, а также педагогическая работа в Институте имени Гнесиных (с 1962 года).
Репертуарная направленность выступлений Никоновича также выдержана в традициях Софроницкого. Он играет произведения Бетховена, Рахманинова, Метнера, Прокофьева и других авторов, однако в центре его художственных интересов — творчество Скрябина и Шопена.
Оценивая один из первых концертов пианиста в Москве, В. Дельсон подчеркивал, что он «глубоко чувствует скрябинскую музыку, понимает ее существенные различия на разных этапах творчества композитора, умеет передать ее подтекст, ее нервную напряженность».
Но дело не только в содержании программ. Последователь Софроницкого, автор серьезных статей и воспоминаний о нем, Никонович во многом развивает исполнительские принципы своего старшего друга. И на это, естественно, обращают внимание критики. Ю. Оленев в 1977 году на страницах «Музыкальной жизни» писал: «В его игре проступают многие черты пианистического облика Софроницкого: глубокий, плотный звук, лишенная обычной закругленности чисто декламационная фразировка с характерными замедлениями — „раскачками“ в начале некоторых построений, своеобразное сочетание свободы с известной строгостью и сдержанностью, стремление к монументальности, углубленности музыкальных образов».
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.