
Нурри, Адольф (фр. Adolphe Nourrit; 3 III 1802, Париж — 8 III 1839, Неаполь) — французский певец (тенор).
Сын артиста театра «Гранд-Опера» Луи Нурри (1780–1831). Пению учился у М. Гарсиа-отца. В 1821 дебютировал на сцене «Гранд-Опера» (партия Пилада — «Ифигения в Тавриде» Глюка). В 1821–37 ведущий солист этого театра.
Первый исполнитель партий (некоторые из них написаны специально для Нурри): граф Ори и Арнольд («Граф Ори», 1828, «Вильгельм Телль», 1829, Россини), Роберт-Дьявол («Роберт-Дьявол», 1831), Елеазар («Жидовка» Галеви, 1835, соавтор либретто), Рауль («Гугеноты», 1836) и др.; участвовал в первых во Франции постановках опер «Осада Коринфа» (партия Альфреда, 1826), «Моисей» (заглавная партия, 1827) Россини, «Эврианта» Вебера (Адоляр, 1828) и др.
Особенным успехом пользовался в партии Мазаньелло («Немая из Портичи» Обера, 1828, первая постановка). В числе других партий: Ринальдо («Армида» Глюка), Эдип («Эдип» Саккини), Густав («Густав III, или Бал-Маскарад» Обера), Али-Баба («Али-Баба» Керубини), Дон Жуан. Выступал в концертах, впервые во Франции исполнял песни Ф. Шуберта. В дни Июльской революции 1830 был на баррикадах, пел для повстанцев «Марсельезу».
Один из лучших французских певцов 19 века, Нурри обладал сильным голосом широкого диапазона (пел партии баритона, превосходно владел фальцетом). Выразительное, экспрессивное пение, тонкая сценическая игра в комедийных ролях, трагический пафос в драматических принесли Нурри большую популярность. В 1827–37 преподавал оперную декламацию в Парижской консерватории. После 1837 жил в Италии, где изучал принципы итальянской школы вокального искусства; выступал в нескольких партиях на сцене театров Милана («Ла Скала») и Неаполя.
Литература: Duprasquier A., Adolphe Nourrit, Lyon, 1839; Halevy J. F. E., Derniers souvenirs et portraits, P., 1863; Quicherat M. L., Adolphe Nourrit, v. 1–3, P., 1867; Boutet de Monvel E., Un artist d’autrefois, P., 1903; Rogers P., Adolph Nourrit, «MQ», 1939, jan.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.