Офферторий

Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero) — подношу; точнее — Antiphone et Offertorium) — песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров — хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть «особой мессы» (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение.

Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля — «Оффертории на весь год» («Offertoria totius anni») Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. «Священные песнопения» («Sacrae cantiones») Лассо (1582 и 1585).

В 17–18 вв. О. стал центр. частью «особой мессы» и создавался в виде полнозвучных 6-7-голосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. — в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18–19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. — Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.

Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, «JAMS», 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Паракапзук Музыкальные инструменты
Албанская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Виват Опера, вокал, пение
Обращение интервала Теория музыки
Испанская музыка Национальные культуры
A ballata, a баллата Теория музыки
Армянская музыка Национальные культуры
Бас Теория музыки
Композиция Термины и понятия
Аппликатура Термины и понятия
Плектр Музыкальные инструменты
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец

Реклама