Сигрид Онегин

Дата рождения
01.06.1889
Дата смерти
16.06.1943
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Швеция
Сигрид Онегин

Онегин, Сигрид (Элизабет Эльфрида Эмилия) (швед. Sigrid Onégin; урожденная Хофман, Hoffmann; 1 VI 1891, Стокгольм — 16 VI 1943, Мальязо, близ Лугано, Швейцария) — немецкая певица (альт, затем меццо-сопрано).

Жена русского пианиста Е. Онегина. Обучалась пению во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене; совершенствовалась в Милане. Концертную деятельность начала в 1911 под именем Лили Хофман. Как оперная певица дебютировала в роли Кармен (Штутгарт, 1912). Была солисткой оперных театров Штутгарта (1912–19), Мюнхена (1919–22), Нью-Йорка («Метрополитен-опера», 1922–26), Берлина (1926–31). Гастролировала в Лондоне, Париже, Цюрихе, Зальцбурге, участвовала в Байрёйтских фестивалях.

Онегин обладала выразительным голосом широкого диапазона, отточенной техникой, тонким чувством стиля. К лучшим работам певицы принадлежат партии в операх Р. Вагнера — Фрика («Валькирия»), Ортруда («Лоэнгрин»), Брангена («Тристан и Изольда»), а также партии Орфея («Орфей и Эвридика»), Азучены, Амнерис.

Литература: Penzoldt F., Sigrid Onégin, Magdeburg, 1939.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Сигрид Онегин — шведская певица (контральто), родилась в 1889 году в Стокгольме. Ее родителями были немец и француженка. В молодости она брала уроки у знаменитой Лилли Леман. Впервые выступила на оперной сцене под именем Лилли Хоффманн в 1912 году в Штутгарте как Кармен. Ее дебют был столь впечатляющим, что в том же году она удостоилась чести спеть эту партию в спектакле с самим Энрико Карузо, совершавшим гастрольный тур по Германии и прибывшим в Штутгарт для награждения золотой медалью на ленте Фридриха Великого, которую ему вручил Король Вюртембергский Вильгельм. Услыхавший певицу Рихард Штраус, готовивший в это время в Штутгарте премьеру своей оперы «Ариадна на Наксосе», тут же пригласил ее исполнить в его опере партию нимфы Дриады.

После 1913 года Хоффманн выступала под сценическим именем Онегин. История этого псевдонима — сама по себе весьма интересная и экзотическая — имеет русский след. Артистка была связана узами близкой дружбы с талантливой немецкой пианисткой и композитором Агнес Элизабет Овербек. Эта Овербек, в свою очередь, имела русские корни и по утверждению ряда авторитетных источников (например, Большого словаря певцов K. J. Kutsch — Leo Riemens) приходилась внучатой племянницей композитору Алексею Федоровичу Львову, автору гимна «Боже, царя храни». Овербек в своей карьере использовала псевдоним Евгений Б. Онегин, который и позаимствовала Хоффман. Кстати, в России Овербек была известна также под именем баронессы Елизаветы фон Овербек и имела успех как композитор (в Александринском театре ставились трагедии Софокла в переводе Мережковского с ее музыкой), тесно общалась с русской художественной элитой, в частности, была дружна с Зинаидой Гиппиус, посвятившей ей ряд стихотворений.

Вернемся к Онегин. Ее карьера развивалась весьма успешно. В 1919–22 она пела в Баварской Опере, а в 1922–24 вышла на сцену Метрополитен-Опера, дебютировав в роли Амнерис. Газете «Нью-Йорк таймс» писала о ней так: «Певица явила нам образ величественной женщины, полной яркого темпераментного огня». Критики также отмечали в ней «удивительную интенсивность трагического чувства», «благородство голоса» и «большой стиль».

В 1926–1931 Онегин выступала в Городской Опере Берлина. Гастролировала также в Гранд-Опера, Ковент-Гардене. Среди самых ярких страниц ее карьеры — грандиозный концерт в Карнеги-Холле с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского в 1922 году, после чего ее и пригласили на главную американскую сцену, а также берлинские триумфы в партиях Леди Макбет в одноименной опере Верди и Эболи в «Дон Карлосе». В 1934 певица возвращается в Америку, чтобы с блеском исполнить заглавную партию в опере Сен-Санса «Самсон и Далила».

Последние годы жизни певица провела в Швейцарии, где и скончалась 16 июня 1943 года. Ее последнее выступление на сцене состоялось в Цюрихе в сентябре 1942 года. Свою жизнь Онегин описала в книге «Рапсодия для альта. Жизнь и творчество Сигрид Онегин».

Онегин — обладательница уникального подвижного и гибкого голоса аристократического холодноватого тона, тонкой совершенной выделки, а также невероятной техники (ее трели поражали своей четкостью) и уникального трехоктавного диапазона. Она была выдающимся интерпретатором вердиевских партий (Амнерис, Эболи, Ульрика, Леди Макбет), пела на Зальцбургском фестивале глюковского Орфея с Бруно Вальтером и там же партию альта в Мессе Баха. Участвовала в постановках вагнеровских опер в Байройте (Фрика, Вальтраута, 1-я Норна). Записала ряд арий для колоратурного меццо, вошедших в историю, как совершеннейшие непревзойденные образцы вокального искусства эры звукозаписи. Среди них — арии Орфея из «Орфея и Эвридики» Глюка, Фидес из «Пророка» Мейербера, Леоноры из «Фаворитки» Доницетти, бриндизи Орсини из «Лукреции Борджа» Доницетти и многие другие.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Книги

Записи

рекомендуем

смотрите также

Кеннет Макмиллан Балетмейстеры
Жан Луи Мартине Композиторы
Флоримон Эрве Композиторы
Цезарь Пуни Композиторы
Витторио Гуи Композиторы

Реклама